«Сегодня о вопросах образования в России говорят как никогда много. И это естественно, так как в обществе есть понимание значения, которое играет система образования в настоящем и будущем нашей страны», – отметил полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский на встрече с директорами школ города Новосибирска и области.
С 26 по 29 ноября в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) в рамках реализации Комплекса мер модернизации общего образования Новосибирской области переподготовку проходят 250 руководителей школ.
«Вы управляете процессом обучения на самом важном уровне, поскольку именно при организации работы школы определяются подходы и программы взаимодействия с детьми, формируется обстановка творчества, духовности, либо формализма и скуки, – сказал Виктор Толоконский, отмечая сложность профессии директора школы. – В то же время вам необходимо создавать условия для того, чтобы работа учителя была привлекательной, материальная база способствовала повышению эффективности образовательного процесса, развитию личности учеников».
В ходе встречи были рассмотрены вопросы технического переоснащения образовательных учреждений, значения ЕГЭ при оценке уровня подготовки выпускников, повышения качества педагогического образования, влияния школы на развитие моральных принципов ребенка. Виктор Толоконский убежден: в процессе получения среднего образования обязательно должен складываться нравственно-духовный опыт учащихся.
Одной из основных тем встречи стали проблемы, возникающие при взаимодействии директоров учебных заведений и профильных органов управления. В частности, по прозвучавшей информации, с 1 января 2013 года в образовательных учреждениях Новосибирской области должны быть пересмотрены нормативы заработной платы, что, в первую очередь, направленно на индексацию оплаты труда вспомогательных специалистов.
Средства на эти цели предполагается получить в рамках оптимизации деятельности самих учреждений. Полномочный представитель добавил, что, если органами государственной власти принято решение об увеличении минимального размера оплаты труда, то средства на эти цели должны быть выделены из бюджета.
По словам полпреда, повышение эффективности деятельности вспомогательного персонала требует дополнительных решений, которые должны внедряться эволюционно. В качестве одной из таких мер Виктор Толоконский предложил активное использование системы аутсорсинга, отметив: «Я понимаю, как вам важен труд вспомогательного персонала, но нужно помнить, что для школы, прежде всего, важен хороший учитель, и вы должны быть заинтересованы в аутсорсинге, с тем, чтобы максимально концентрировать фонд заработной платы на представителях основной профессии».
Еще одна проблема, которую подняли руководители школ – это общий высокий уровень требований к хозяйственной деятельности учреждений и множество проверок соответствия этим требованиям. Виктор Толоконский согласился с существованием проблемы. Для улучшения ситуации полпред предложил директорам образовательных учреждений публично и открыто рассказывать о своей деятельности, а также выдвигать больше требований к руководителям, которые осуществляют функцию управления системой образования.
«Если корпоративное сообщество не объединится, изменения здесь вряд ли будут возможны, – подчеркнул он. – За нарушения должен отвечать не только директор школы, они могут быть следствием погрешности в бюджете, некачественной работы органов управления образованием, и нести ответственность за это должен также руководитель муниципалитета, отрасли, региона».