Полномочный представитель президента РФ в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский 6 октября встретился с директорами школ – слушателями обучающих курсов, которые проходят в Новосибирске в рамках федеральной программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011—2014 гг.».

Круг тем, обозначенных педагогами, касался как системных, так и конкретных проблем образовательных учреждений в регионах Сибири. В частности, прозвучали вопросы от директоров из республик Алтай и Хакасия, Алтайского края и Новосибирской области.

Основные затронутые темы – социальная поддержка учителей со стороны государства, снижение общей нагрузки, вопросы финансирования школ, организации питания и летнего отдыха детей, задачи по оздоровлению преподавателей и учащихся, устаревшие фонды и внедрение передовых технологий, развитие сельских территорий и многое др.

Традиционно ключевой проблемой учителя назвали недостаточный уровень заработной платы в сфере образования. Руководители школ высказали свою позицию: сегодня повышение оплаты труда педагогов в основном происходит за счет увеличения нагрузки, и это негативно влияет на качество учебного процесса. Виктор Толоконский считает, что выходом из ситуации может быть переход к контрактной системе, когда стоимость труда учителя определяется при приеме на работу и не просто количеством часов, а исходя из его опыта и достижений.

Отвечая на вопрос о возможностях повышения энергоэффективности в школах, полпред поделился своим мнением: «Всегда считал, что средства на оплату коммунальных услуг нужно передавать директорам учреждений, тогда у вас появится стимул экономить». Кроме того, полученные за счет экономии дополнительные ресурсы можно будет направлять на развитие учебного заведения и другие хозяйственные нужды.

«Считаете ли вы, что оптимизация сети школ достигла своих целей, насколько это эффективно?» – такой вопрос был задан полпреду в ходе встречи. Виктор Толоконский отметил, что не видит «больших резервов и возможностей для оптимизации именно сети». Органы управления образованием, по замечанию полномочного представителя, порой делают «искусственный акцент» на этой проблеме, и в результате возникают абсурдные ситуации, когда «негативных последствий больше, чем позитивных».

«Не думаю, что именно закрытие школ должно быть самоцелью, и бороться рьяно с малокомплектными школами, как сейчас делают в некоторых регионах, я бы тоже не стал», – сказал Виктор Толоконский. С другой стороны, должен быть здравый смысл в таких решениях, продолжил полпред, потому что в школах с устаревшей базой и численностью учеников менее 50 получить полноценное образование сложно.

Органы власти должны пойти навстречу в том случае, если родители учащихся решат, что детей лучше возить, например, на небольшое расстояние, но в хорошую школу, где есть все условия для обучения и спортивная база. Тогда, по мнению Виктора Толоконского, можно говорить о закрытии учреждения и решать вопросы организации подвоза, ремонта дорог и т.д. Это нормальный процесс, который обусловлен тенденцией укрупнения населенных пунктов, уверен полпред.

«Всегда считал, что перспективны для развития те сельские населенные пункты, где есть хорошая школа – для села это главный жизнеобразующий фактор», – отметил полпред, поэтому в крупных райцентрах эффективно создавать образовательные комплексы из средней школы и профтехучилища.

В завершение встречи Виктор Толоконский подчеркнул: «Профессия учителя сегодня очень непростая. Нужно не только быть источником информации, а передавать детям энергию, помогать открыть в себе особые таланты и возможности». Поэтому важно предоставлять педагогам хороший социальный пакет, создавать такие условия, чтобы дать обществу сигнал: учителя – приоритетная для государства категория.