Фото © novo.tomsk.ru

Бывший губернатор Томской области Виктор Кресс получит от депутата местного законодательного собрания, профессора ТГУ Владимира Казакова, 25 тысяч рублей. В такую сумму обошлась Казакову оскорбительная, по мнению Кресса, фраза, брошенная депутатом на заседании, посвященном достижениям Томской области. Кресс вообще-то хотел 200 тысяч, но суд первой инстанции в удовлетворении требований экс-губернатору отказал, а повторное рассмотрение дела закончилось только 25 тысячами рублей. Будет ли Виктор Мельхиорович удовлетворен или снова подаст бумаги на пересмотр в суд следующей инстанции — пока не известно.

Поводом для конфликта стало высказывание Владимира Казакова, которое тот сделал 26 апреля 2012 года на заседании Законодательной думы Томской области пятого созыва в ответ на заявление спикера регионального парламента Оксаны Козловской (эта дама девять лет занимала пост вице-губернатора, а еще четыре года была первым вице-губернатором). После ее рассказа об успехах развития инноваций в Томске (город попал в топ-35 эффективных инновационных центров) депутат заявил:

«Хочу вам напомнить, Оксана Витальевна, что одних дорог в Томской области с Виктором Крессом вы построили на пять уголовных дел».

Оппозиционно настроенных граждан, должно быть порадовало первое судебное заключение, выданное районным судом вместе с отказом Крессу в удовлетворении его многотысячных требований: «Свобода слова охватывает не только „информацию“ или „идеи“, которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство, что имело место в выступлении ответчика. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет демократического общества», — гласит решение Кировского райсуда».

Понятно, что решение суда, в котором были слова «толерантность» и «либерализм» не могло остаться окончательным. И спустя некоторе время судебная коллегия уже областного суда «обязала Владимира Казакова публично опровергнуть не соответствующие действительности сведения и постановила взыскать с ответчика в пользу Виктора Кресса компенсацию морального вреда в размере 25 тыс. рублей».

Как будет выглядеть опровержение — сказать сложно.

По закону, опровержение должно даваться в той же форме, что и высказывание, ставшее причиной судебного разбирательства. То есть, на очередном заседании Томского законодательного собрания Казаков встанет и скажет, что Кресс и Козловская еще не построили дорог в Томской области на пять уголовных дел? Или что построили, но еще на пять? Или на пять, но не уголовных? В решении суда об этом ни слова.

Характерно, что госпожа Козловская, в отличие от своего бывшего начальника Кресса, не только не подала в суд на клеветника, но даже воздержалась от каких бы то ни было заявлений по этому поводу. Если бы и Кресс последовал ее примеру, глядишь, и никто бы вообще не узнал о том, что далеко не последние в области люди подозревают его, Виктора Кресса, в совершении экономических преступлений.

Теперь же у бывшего губернатора, который руководил Томской областью больше 20 лет, есть все шансы оставить по себе вовсе не добрую память. Казаков уже заявил, что будет обжаловать решение суда вплоть до Европейского суда по правам человека. Да, и для российских судов, как мы видим, не все-таким однозначным кажется в этом деле. Кто знает, вдруг там и правда что-то не то было с деньгами на строительстве томских дорог.

Не зря же Кресс так испугался.

Андрей Юрич