Минувшая неделя получилась какая-то светлая в моем личном восприятии — потому что, по крайней мере, стал свидетелем двух бескорыстных и в чем-то фантастических событий.
Удивил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Благодаря ему в Кемерове в среду случился удивительный праздник — выступление беспредельно профессионального и мастерского Симфонического оркестра Мариинского театра Валерия Гергиева.
Акт высокого искусства сливки кемеровского общества ожидали с замиранием дыхания в 12.30 дня.
Вот именно среди белого дня дамы в вечерних платьях… Час начала выступления оркестра уже свидетельствует о необычности события, оставим искусствоведам восхищаться по сути. Я-то только о том, что сам факт концерт удивителен. Летел оркестр из Пекина в Петербург, а по дороге высадился в Кемерове.
В плотном графике оркестра Гергиева столице Кузбасса все как-то не выкраивалось место и время, и вот оно выкроилось, благодаря доброй воле. Ну, Аман Гумирович просто молодец, и маэстро Гергиев молодец. Маэстро вышел встречать губернатора на крылечко, а губернатор вышел на сцену, всех поздравил с праздником, вручил орден Гергиеву и пригласил на 70-летие области. И вообще, сказал губернатор, если вдруг какой кризис, то обращайтесь — согреем, подбросим вам уголька. И Гергиев счастливо улыбался, и скромничал, выражая надежду, что его оркестру найдется местечко среди гостей на юбилее области. И так все это было душевно…
Ну и к чему я все это? Да потому что редкий случай какого-то бескорыстия. Ну как вот губернатору удалось договориться, чтоб самолет из Пекина приземлился в Кемерово. И концерт какой-то дневной, как детский утренник.
Вот зачем это губернатору — до выборов далеко, да и вообще сколько там зрителей в филармонии, электоратом назвать — язык не повернется.
Выходит, что губернатор просто праздник хотел устроить ценителям. По большому счету, Кемерово — глухая провинция, несмотря на интернет, звезды тут как на августовском небосклоне. Капризные, но не шибко прихотливые эстрадные звезды и группы так и так мелькают в городах кузбасских. А вот Хворостовского или Гергиева шустрые концертные агентства пригласить не могут. Не по плечу. И такую радость людям дарит губернатор.
Надо полагать, что сам ценит высокое искусство, ибо и в этот раз не просто приветствовал и награждал, а оставался в зале до последнего звука, до бурных оваций благодарных зрителей.
Вот такие возвышающие поступки могут совершать губернаторы…
А случай второй — просто сердечно-умилительный. Газета «Кузбасс» написала, что в селе Старый Урюп, что на границе Кемеровской области и Красноярского края, открылся памятник Михаилу Илларионовичу Кутузову!
Ну, понятно, что нынче 200-летие Бородинской битвы, а при чем тут Старый Урюп, где ни Кутузов ни его потомки в ссылке не было. И причина оказалась очень простая — в прошлом веке в этой деревне был колхоз имени Кутузова. В 1979 году колхоз намолотил 24 центнера зерна с гектара, получил Красное знамя и награду ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства ССССР).
На гребне успеха колхозники решили установить памятник фельдмаршалу — и памятник заказали, и место определили среди будущих новостроек.
Но 70-е годы динамичного развития деревни сменились 80-ми годами застоя и перестройки, а потом пришли 90-е, когда никто не знал, как бы выжить. В общем памятник стоял в колхозном гараже, заколоченный в ящик.
Годы были сложные — земли и тракторы приватизировались, резали коров на мясо и электропровода на металлолом, люди травились паленой водкой и уезжали в города, а Кутузов все стоял в ящике.
Теперь в Старом Урюпе есть сельхозкооператив и его председатель Александр Пасов теперь, когда жизнь все же чуть стабилизировалась, решил все же установить памятник Кутузову в центре села. И установил!
Ну вот что это дает председателю кроме хлопот и затрат?
Ну не поедут туристы в Старый Урюп! Выходит, для себя и тысячи земляков поставил памятник кузбассовец Пасов. Просто от любви к родному краю. Любовь — вещь бесплотная, нематериальная, неопределяемая точными словами, но при этом порождает могучую энергию созидания, которая и творит концерты, памятники, плотины, дворцы. Одним словом — вещественные знаки, невещественных отношений, как улыбчиво говорил русский писатель Иван Гончаров.
Сергей Одинцов