В Барнауле на площади Октября перед художественным музеем демонтировали памятник Ленину. За несоответствие историческому моменту, надо полагать. Ведь только очень глупые люди считают, что памятники должны напоминать об ушедших эпохах. В администрации Барнаула знают: памятник должен устанавливаться на гребне волны общественного мнения, его нужно тащить в авангарде исторического процесса.

Так вот, Ленина снесли. И вместо него уже поставили новый монумент.

Кто-то его называет скромно «Сеятель», а официально он «Памятник Его Величеству Крестьянину». Представляет он собой мужика в лаптях и с бородой. На шее торба — вроде бы с семенами какими-то. Рядом девочка в сарафане. А за спиной у них стилизованный солнечный круг, чугунные тучки. И стайка журавликов. Без дельтаплана. Сдержались алтайцы.

Самое отрадное, конечно, что площадь не переименовали. «Его Величество» стоит на площади Октября. Ну, это как Санкт-Петербург у нас в Ленинградской области. Вроде того.

И, надо сказать, в барнаульском городском коммьюнити единодушия насчет чугуняки в лаптях и демонатажа Ленина — не наблюдается. Одни справедливо указывают, что для установки новых памятников в городе места достаточно, и вовсе не обязательно старые ломать. Другие обращают внимание, что сломан-то памятник реальному историческому деятелю, а поставлен — неизвестно кому. Неужели среди первопроходцев и обустроивших Алтай мужиков не нашлось яркой личности, заслужившей память в веках? Или было лень искать? Третьим не нравится лубочность «Сеятеля». Ну, по замыслу — один в один ведь из книжки Ильфа и Петрова, только без облигаций. Бессодержательный штамп.

А местные коммунисты, кстати, очень точно подметили, что памятников крестьянской тематики на Алтае хватает.

Изображают они реальных исторических лиц, живших на этой земле И стоят они в селах и районных поселках — где пользуются признанием и почетом настоящих крестьян. А вот будут ли горожане чтить бородача в косоворотке…

Алтайские же художники явно обиделись, что ваять «Его Величество» доверили не им и даже не их коллегам из соседних сибирских областей, а какому-то москвичу, который насчет крестьянства и Алтая совершенно «не в теме».

Губернатор Александра Карлин в попытке пресечь кривотолки привычно рубит с плеча: «Памятник крестьянам-переселенцам — это решение руководства страны (sic! — прим. автора), это долг памяти и уважения нашим предкам, потому что подавляющее число жителей сегодняшнего Алтайского края — потомки переселенцев XIX–XX веков».

При том, что упомянутый Карлиным XX век закончился всего 12 лет назад, это мегакруто — назвать всех, кто переехал на Алтай за все двадцатое столетие крестьянами в лаптях.

Впрочем, по профессии Карлин не историк, а милиционер…

Самое потрясающее предложение, кстати, прозвучало от одного из алтайских деятелей культуры. Художник Евгений Скурихин заявил, что вместо Ленина на площади Октября вообще должен стоять Василий Шукшин.

Вместо Ленина — Шукшин!

Будь жив Василий Макарович, он оценил бы шутку.

Андрей Юрич Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций