«Нехило быть духовным: впереди одни кресты», — спел когда-то Борис Гребенщиков. И как по-настоящему талантливый человек, немного предсказал будущее. Современная православная духовность в России на крестах просто помешалась.
На днях в республике Алтай, на Семинском перевале знаменитого Чуйского тракта, неизвестные срубили поклонный крест и порубили его топором. Можно говорить о моде на подобное хулиганство, антиправославном политическом заговоре, религиозном экстремизме, справедливой реакции на клерикализацию общества… Практически, что угодно можно приплести к событию. А это значит, что событие само по себе очень неоднозначно.
«Православный крест был установлен в начале лета в селе Топучая в Шебалинском районе перед началом высокогорного Семинского перевала на федеральной автодороге Чуйский тракт. Он обозначал место, где планировалось построить часовню в память о строителях Чуйского тракта», — сообщает агентство «Интерфакс».
Вроде, честно сообщает, не врет. Однако имеет место то, что можно назвать «ложь по умолчанию». С какой стати этот крест назван православным? В России в последние годы вдоль дорог появилось огромное множество крестов. Кто их устанавливает — как правило неизвестно. Это могут быть и держатели придорожных кафе, и местная епархия, и даже управления ГИБДД. Воздвигаются они часто силами рабочих гастарбайтеров и без всяких сопутствующих религиозных ритуалов. Да, и есть ли вообще ритуалы для установки придорожных крестов? Различаются и формой — бывают шестиконечные, бывают восьмиконечные, а бывают и на протестантский манер — о четырех концах. Что в этом многообразии форм является православным крестом — сказать трудно. А если и можно, то непонятно, чем в этом контексте православные поклонные кресты отличаются от неправославных?
Критериев православности поклонных крестов не существует.
По сути, это просто инженерная конструкция, которой безосновательно приписывается религиозное значение. По -настоящему поклонных крестов — тех, к которым приходят поклониться — в России на несколько порядков меньше, возможно даже единицы. И их, кстати, никто пока не рубил и не пилил.
Истерика же по поводу «крестоповала» напоминает похожую по поводу «глумления над иконами». Общеизвестно, что несколько лет назад в качестве провокативного перформанса художник Тер-Оганян публично рубил топором иконы. Слюнных брызг по этому поводу было израходовано много. И только единицы догадались уточнить, а иконы ли рубит художник-провокатор? Ведь иконой является только соответствующим образом освященное изображение божества или святого. А если просто напечатать копий на цветном принтере и наклеить их на доски — это не будут иконы. И в рублении их топором нет никакого кощунства.
Кстати, тот же Тер-Оганян прославился еще раньше, когда установил в публичном месте крест и его товарищи прибили художника к этому кресту самыми настоящими гвоздями. Несколько часов провисел, изображая Христа. Публика реагировала довольно вяло. Потом Тер-Оганяна с креста сняли, а сам крест повалили и разобрали. И, представляете, никто не возмущался, не кричал о крестоповале и попрании святынь. Потому что все понимали, что в этом конкретном кресте ничего святого нет.
Что же изменилось сейчас?
Почему порубание топором крестов сомнительного происхождения вдруг воспринимается как посягательство на россиянскую национальную и религиозную идентичность?
А разгадка, как известно, одна — безблагодатность. За прошедшие со времени иконных перформансов годы народу успели доходчиво объяснить, что его душа — в придорожных крестах и поповских рясах, это сами по себе святые вещи. Христианство в России совершенно сознательно свели к примитивной обрядности. Причем, настолько примитивной, что участникам обряда уже не различить, да и не важно, творится ли ими истинный обряд или его вольная имитация.
Это выгодно в том смысле, что так проще контролировать эмоции масс. Далеко не каждый способен по-настоящему верить. И тем более, немногие решаются в здравом уме и твердой памяти жить по Евангелию и брать пример в житиях святых. А в деревянный крест и молитвенный заговор верить куда проще.
Только и уязвить такую деревянную веру очень легко.
Достаточно повалить придорожное крестообразное строение. И смотреть, как православные «христиане» зайдутся в проклятиях.
Андрей Юрич