Официально сообщено, что правительство Республики Алтай приняло решение о строительстве газопровода через плато Укок в Китай. Инициатор, понятно, «Газпром». Но и китайская сторона активно не против. В принципе, договорённость давняя: с 2006 года там ведутся совместные российско-китайские изыскания трассы газопровода. Кстати, не только газопровода, но и шоссе — ответвления от Чуйского тракта в Синьцзянь-Уйгурский автономный район Китая.
Экологи категорически против и того, и другого. Они были против даже завода газовой ветки в уже обжитые районы республики. Но, похоже, с развитием туристической инфраструктуры (сейчас Чуйский тракт от Манжерока до Чемала — сплошная курортная зона) поняли свою неправоту.
Экономические конкуренты России и Китая, разумеется, тоже против.
Ибо в случае построения крепкой связки между Синьцзян-Уйгурским районом и Горным Алтаем два депрессивных региона, китайский и российский, часть населения которого живёт практически в каменном веке, включаются в глобальную экономическую жизнь. Предположительно, именно поэтому (чтобы оборвать нить, связывающую две страны) международные экологические организации, контролируемые Западом («Гринпис», «Фонд дикой природы» и др.) добились включения плато Укок в список особо охраняемых территорий.
Много было шуму и в Горно-Алтайске.
В основном, со стороны вдруг оживившихся шаманистов, объявивших необитаемое высокогорье родовым наследием всех алтайских сеоков. В этом же ряду и дебаты вокруг «принцессы Укока» — мумии, которую новосибирские археологи отрыли на плато. Требовали мумию обратно зарыть. Недавно договорились не зарывать, а соорудить особое хранилище в горно-алтайском краеведческом музее и поместить её туда.
Газопровод и, возможно, автодорога дадут рабочие места и стимул Республике Алтай выйти из дотационного состояния. Или так и будут топиться кизяками и привозным за тысячу км (из Кузбасса) углём.
Переговоры с Китаем, конечно, идут трудно. Недавно возник конфликт из-за неправильной, с точки зрения китайских властей, демаркации пограничной зоны. В 2011 году вроде бы должны уж были договориться насчёт объёмов и цены поставляемого газа. Но опять что-то не срослось.
Вопрос, будет ли сохранёно плато Укок в первозданном виде, конечно, есть. Ответ на него отрицательный. Сошлюсь на личный опыт.
В 1993 году мы заехали в ещё не открытую (полузакрытую) погранзону, на речку Бугузун. Роскошный вид на хребет Чихачёва. Реликтовые осокори по берегу. По утрам на речке ледовые закраины. В июле! Но и высота 2000 метров. Никого, кроме нас. Доверчивые дикие голуби. Журавли курлычут.
Лет через семь-восемь — отравленная дихлофосом речка (браконьеры рыбу брали), изъезженные джипами могильники, кострища и всё в мусоре.
Так или иначе, но и плато Укок осваивается стихийно и без шоссе и газопровода.
Автомобильному туристу надо всего лишь внести небольшую сумму в кассу дирекции охранямой территории. Скоро не будет места на плато, куда бы не добрались джиперы, где бы они ни оставили колею. Колеи в высокогорной тундре, как и вообще в тундре, остаются на века…
Семён Кайгородов