25 километров сельских дорог новосибирские власти вычеркнут из реестра, поскольку эти дороги уже никуда не ведут, сообщает Тайга.инфо. Исчезли с лица земли и признаны нежилыми поселки Ясная Поляна, Первомайский, Барановскоий, села Ленинское и Потюканово. Дороги эти тупиковые, для своей отчетности чиновникам и дорожникам проще их ликвидировать, вычеркнуть из всех реестров. Тем более, что есть о чем болеть их головам — сегодня 403 населенных пункта Новосибирской области пока не имеют дорог с твердым покрытием, утверждают в областном правительстве.
…Стирание граней между городом и деревней в 50-60-х годах прошлого века предполагало, что в деревне всяческая культура будет не хуже, чем в городе. Дескать, построят Дворцы культуры, поликлиники, стадионы, а местами и асфальтируют дороги! А где-то дадут центральное отопление вместо печек и проведут телефоны!
Честно сказать, запала единовластным коммунистам СССР хватило не слишком надолго.
Вначале они взялись укрупнять деревни, изживая «неперспективные», чтоб там не строить Дворцы. Пик деревенского благоустройства пришелся на 70-е годы, когда строили целые улицы. Это было последнее улучшение, после которого деревня сорвалась в пике, в котором и продолжает находиться до сих пор.
Деревни вымирали, потому что молодежь тотально уезжала в города. Которые поумнее – поступали в институты, которые покрепче – устраивались на заводы. Потому что в деревнях так и не появилось ни театров, ни филармоний, а ухаживать за коровами и свиньями на своем подворье молодежь не желала!
50 лет спустя можно констатировать, что грани были стерты немногие, да и то только в новое время. Например, магазины в селах также работают круглосуточно, кое-где даже открыты пивбары, селяне как и горожане пользуются мобильными телефонами и интернетом (пока не очень быстрым)!!! Скажем честно, что большинство сельских усадеб освободилось от коров и свиней. Но молодежь все равно покидает родительскую землю ради огней большого города, потому что совсем не стало работы.
К сожалению, несмотря на исчезновение тысяч деревень, так и не удалось окончательно решить вопрос с дорогами до оставшихся поселений. Примечательно, что процесс продолжается в том же направлении. И коммунистов давно у руля нет, и социалистическая индустриализация осталась позади, позакрывались многие заводы, куда стремилась молодежь, стали брать большие деньги с желающих получить высшее образование, а деревни продолжают активно вымирать и исчезать с лица земли…
Так что решение новосибирских чиновников о ликвидации дорог всего лишь констатация факта.
Факта односторонней тенденции. Поскольку пока никто и ничего на просторах России для оптимизации жизни в деревне не предлагает. Жизнь и ее сливки сосредотачиваются в городах. В Новосибирске сливок больше, в Барабинске поменьше, но всяко лучше чем в каком-нибудь Тютюкаево, которое исчезнет через 5-7 лет.
А почему, собственно, этакая эволюция продолжается? В итоге мы получаем такие города, как Новосибирск, представляющий собой бочку с селедками, где в роли плотно уложенных рыбешек уже не только люди, но и автомобили.
С одной стороны, надо строить парковки, дорожные развязки, а с другой – надо бы привлекать людей жить в деревне, по крайней мере – в пригороде, чтобы разгрузить мегаполис.
Государство практически ничего в этом отношении не делает, исключительными можно назвать попытки губернаторов и федеральных властей стимулировать для работы на селе медиков и учителей, то им квартиры пообещают, то миллион рублей «подъемных». Основной массы сельских жителей это не касается, так что эта масса уменьшается, в итоге опять же лишая работы учителей и врачей, которых государство намерено жестко держать в ежовых рукавицах подушевых нормативов финансирования.
Как мне кажется, эта часть демографической проблемы должна решаться по новым принципам. Не по профессиональным (закрепление кадров механизаторов и доярок), а исходя из психолого-возрастных особенностей населения. Понятно, что редкий процент молодежи желает остаться на сельских просторах, но люди в возрасте, обозначим нижнюю границу как 45-55 лет, считают вполне приемлемым большую часть жизни проводить на сельских просторах. Вот они и едут на свои дачи, ковыряясь там два в неделю. Уверен, что в душном Новосибирске 50-100 тысяч немолодых семей в принципе готовы жить за пределами города постоянно. При определенных условиях.
Что характерно, с каждым годом растет процент людей, которые живут за городом практически с весны до осени.
Вот вам потенциальное население если не сельской, то пригородной территории, готовых освободить свои парковочные места в городских дворах. Культура пригородной жизни только формируется (как и в других областях жизни мы отстаем от Америки на 40-60 лет), обзаведясь автомобилями, большинство россиян еще не осознает, что на своем автомобиле можно не только съездить за хлебом, но и жить в деревне, в получасе езды от города. Это один из психологических барьеров, который будет рано или поздно преодолен.
Второй барьер – уровень комфорта. Слава богу, у нас рыночная экономика и бизнес выдает замечательные предложения на появляющийся спрос. Россияне имеют возможность закупать продукты на неделю в гипермаркете, а не ориентироваться на сельский магазин. Впрочем, в этом магазине тоже все есть круглосуточно. Решена проблема с телефонной связью, интернетом и телевидением.
Что касается дорог, то зимой их чистят и, как я подозреваю, новосибирцы их чистили даже до несуществующей Ясной Поляны. Наверное, конкурсы проводили на их содержание… Но, в принципе, с дорогами станет хорошо лет через 10, не иначе, если у новосибирцев 403 поселения без твердых дорог.
Электроэнергия в большинстве деревень дрянного качества, вместо нормативного напряжения 220 вольт, вполне может быть 180-190… Да-да-да… При этом провода рвутся от ветра. В общем, энергетики не очень там стараются, хватает им денег в городах.
Вода в деревнях отвратительная, как правило, с большим содержанием извести или железа. Пить ее можно, если не боишься резать почки и мочевой пузырь с камнями. Ну, решение этой проблемы на поверхности, горожане тоже покупают питьевую воду. Для стиральной машинки и душа можно поставить пару фильтров.
Самое сложное – тепло. Как протопить дом зимой?
Слышал я, что в Европе это тоже дорогая проблема, что англичане и французы предпочитают осенью дрожать, ходить в толстых свитерах, но не включать отопление до последнего терпения. Вот еще психбарьер, нашему человеку вынь и положь теплые батареи 15 сентября, иначе он будет требовать и жаловаться.
В деревне не пожалуешься. Тут жизнь европейская, включай тепло, когда захочешь. Другое дело, что Газпром до каждой европейской дыры (хутора) дотянул свою трубу (ой, вру, это ж местные евросети!!!), а у нас редкая деревня осчастливлена Газпромом.
Если замерзший англичанин просто поворачивает вентиль газовой горелки и получает горячие батареи и горячую воду, то под/новосибирский житель должен печку топить, носить дрова, грести уголь, выносить золу. Можно обогреваться электричеством (до 15 тыс в зимний месяц). Поэтому гораздо выгоднее жить в коммунальном доме на 300-500 квартир с вонючим мусоропроводом и грязным подъездом, с непредсказуемыми соседями и возможностью ругать ЖКХ.
В общем, к таким сложностям сельского автономного быта современный средний (без мигалки) россиянин не готов. Он избавился от коров и свиней, многие вместо картошки стригут лужайки, вместо морковки возвели альпийские горки и цветники, так что быть рабом печки не хотят. Только Газпром может дать свободу сельскому человеку, но Газпром в новосибирскую деревню не спешит.
Нельзя сказать, что преднамеренно все делается. Нет. Все на уровне инстинкта, как у собаки Павлова, где деньги бугрятся – туда и власть, и Газпром, и люди.
Оптимизация городов и пригородов – вопрос недалекого будущего.
Неназревшего пока. Поскольку ни спроса нет, ни предложения. Хотя то, как люди давятся и ненавидят друг друга во дворах и на улицах большого города напоминает необъявленную гражданскую войну.
И трудно предсказать, сколько еще деревень и дорог «закроет» администрация губернатора Юрченко, а может и его преемника, прежде чем кто-то воскликнет, что пора стимулировать движение населения в другую сторону, ибо город распух и лишает человека свободы и радостей, дарованных ему Создателем и природой.
Сергей Одинцов