На прошлой неделе мэр Новосибирска Владимир Городецкий сообщил о продолжении строительства тамошнего метро, а именно о продолжении Дзержинской линии, которая прирастёт двумя станциями и электродепо. Сейчас в Новосибирске две линии протяжённостью 16 километров и тринадцать станций, последняя из них была сдана в феврале прошлого года.

Метро, функционирующее с 1986 года, третье по загруженности в России (впрочем, и город третий по численности — полтора миллиона человек) из семи существующих (другие находятся в Москве, Питере, Нижнем Новгороде, Самаре, Казани, Екатеринбурге), ежегодно тут перевозится до 70 миллионов пассажиров.

По словам Городецкого, метро «очень дорогое, но крайне нужное строительство».

Город рассчитывает получить из федерального бюджета 1,37 млрд. рублей и столькими же рублями вложиться в продолжение строительства из городской казны.

В Сибири есть ещё два города-миллионника — Омск и Красноярск. Они уже давно стоят в очереди на метрополитен — проекты были подготовлены ещё в 1960 годы. Строительство и там, и там ведётся, периодически останавливаясь. Например, в Омске строительство началось в 1992 году. Уточненным планом стройки предполагалось соединить два берега Иртыша, причём комбинированный авто-метро-мост был сооружён и открыт для автомобильного движения уже в 2005 году.

Затем возможности города резко сократились — бюджетообразующее предприятие «Сибнефть» переехало головной конторой в Санкт-Петербург и стало финансово поддерживать «северную столицу» России, а не Омск, где у него нефтеперерабатывающий завод. (В скобках замечу: хорошо, что не в оффшор сбежало).

Строительство идёт, но медленно, по мере финансирования.

Впрочем, вестибюль станции будущего омского метро «Библиотека им. Пушкина» открыт в качестве подземного перехода. И оптимисты полагают, что к 2016 году первая линия омского метро протяжённостью немногим более шести километров будет сдана в эксплуатацию. Всего же предполагается три линии. Но это дело совсем оптимистичного завтра.

Драматична история красноярского метро. Вот как о ней пишут в местной прессе.

Подготовительные и горно-капитальные работы тут начались в 1994 году. Первый ковш земли был вынут октябрём 1995 года. На станции глубокого заложения «площадь Революции» работы начались в январе 1996 года. К 2003 году ствол был пройден до проектной глубины — 71,2 метра, на поверхности был сооружён весь комплекс временных зданий и сооружений, необходимых для проходки околоствольных выработок и перегонных тоннелей. На участке ствола выполнены горно-проходческие работы по сооружению насосной камеры и обходной штольни.

На другой станции, её имя «Вокзальная», бить ствол начали в августе 1996 года. Однако из-за недостаточного финансирования к августу 2003 года был выполнен не весь запланированный объём работ: шахтный ствол был пройден до проектной отметки 69,4 м, велось сооружение дозаторной камеры и подземного бункера накопителя. Горнопроходческий комбайн к тому времени уже находился под землёй.

В 1998 году финансирование пошло на убыль, из городского бюджета средства не выделялись, а в 1999 году ситуация стала настолько критической, что генеральный директор «Красноярскметростроя» (подразделение ОАО «Бамтоннельстрой») пригрозил отключить откачивающие воду насосы.

Конфликт урегулировали и строительство продолжили.

Между тем в 2003 году в Красноярске был введён в эксплуатацию завод, оснащённый автоматической карусельной линией по производству высокоточных железобетонных блоков для обделки тоннелей. На проходке появились современные тоннелепроходческие комплексы.

К маю 2008 года на красноярском метрополитене пройдено уже более 3,5 тысяч метров горных выработок, из них готовых тоннелей — около трёх километров. Плюс строительство станций на поверхности. Но в последующее время стройку законсервировали, а «Площадь революции» засыпали песком. Простой продолжался до января 2012 года — и тут федеральная касса обрадовала миллиардом рублей.

Сейчас работы продолжаются. Но открытие первого участка (протяжённость линии 5,17 км) возможно, по мнению специалистов, не ранее 2014 или даже 2015 года.

Семён Кайгородов