Глава Бурятии Вячеслав Наговицын поручил правительству республики разработать технологическое решение и поддержать бизнес при приобретении оборудования, в частности, аппаратуры для шоковой заморозки, что позволит реализовать потенциал по сбору дикоросов в республике, сообщил РИА Новости представитель правительства Бурятии.
Развитие промышленного сбора дикоросов находится в приоритетах властей региона. Бюджет ежегодно предусматривает поддержку отрасли заготовки и переработки дикоросов в части субсидирования затрат на приобретение технологического оборудования в размере 2,9 миллиона рублей. В 2011 году на эти цели из республиканского бюджета израсходовано 2 миллиона рублей, кроме того, предприятия получают субсидии по различным программам господдержки. Бурятстат не ведет статистику по сбору дикоросов. В то же время власти признают, что потенциал реализуется недостаточно. Среди причин этого — недостаток технологий и административные барьеры.
«Необходимы промышленные объемы сбора, и жители республики должны увидеть местные дикоросы на прилавках. Для этого нужно помочь предпринимателям приобрести холодильные камеры шоковой заморозки, рефрижераторы и другое оборудование для переработки дикоросов», — отметил глава республики на совещании.
Одна камера для заморозки стоит около 5 миллионов рублей, и на первое время хватило бы трех: на севере, на юге Бурятии и в Улан-Удэ, считает Наговицын. В то же время холодильные установки нужно использовать и для заморозки местных овощей, что вытеснит импорт.
«Будет бренд „продукт с берегов Байкала“ — продукция будет расходиться влет», — сказал он.
Наговицын также поручил найти пути сокращения административных барьеров. В частности, согласно Лесному кодексу, единственным законным способом заготовки пищевых лесных ресурсов является оформление договоров аренды лесных участков сроком от 10 до 49 лет по результатам аукциона (на сегодняшний день в республике заключено всего два договора аренды по заготовке кедрового ореха в Бичурском и Иволгинском районах). Кроме того, кедровый орех включен в перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами — членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами. Выдача лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт осуществляется Минэкономразвития России при условии наличия договора аренды, сообщил представитель правительства.
«Ведь в других регионах смогли найти выход, и граждане за сезон зарабатывают по 200-250 тысяч рублей. Это решает и проблему безработицы», — сказал он.
В Бурятии имеются промышленные объемы кедрового ореха и ягод — брусники, голубики, черники, клюквы — а также грибов. Наиболее ценной дикорастущей пищевой продукцией являются кедровые орехи, возможный ежегодный ресурсный потенциал оценивается в 20 тысяч тонн, а эксплуатационный потенциал составляет 4% или 800 тонн. Биологические запасы грибов составляют 127 тонн, разных видов ягод — около тысячи тонн, эксплуатационный урожай по бруснике, смородине оценивается в размере 3%, клюквы и черники — до 20% от биологического урожая. В заготовке дикоросов участвует более 30 организаций различных форм собственности, большинство из них — предприятия малого бизнеса. Потребительская кооперация осуществляет закуп дикоросов, имеет в своей системе 55 магазинов-заготпунктов в районах республики. Для эффективного использования имеющихся мощностей и снижения рисков, связанных с неурожаем, власти региона развивают существующие плодопитомники. В Бурятии шесть плодопитомников общей площадью 30 гектаров. В настоящее время ежегодный валовой сбор плодов и ягод в республике составляет свыше 3,4 тысячи тонн в год. Площадь плодово-ягодных насаждений в хозяйствах всех категорий составляет 1300 гектаров, сообщил представитель Минсельхоза республики.