Русская Православная Церковь увязла в скандалах. Мирный поволжский ислам впервые столкнулся с терактами и убийствами в Казани — одном из крупнейших и древнейших городов России. Решили не отстать от катастрофической тенденции и горно-алтайские шаманы. Тоже ведь не последние люди в плане отношений с богами. Вот, недавно протолкнули через республиканский парламент закон об особом статусе культовых мест, к которым теперь можно причислить любую алтайскую кочку. Теперь пытаются запретить выход на телевизионные экраны фильма, снятого московскими журналистами об алтайском шаманизме.
Обвинения с обеих сторон — журналистской и шаманской — звучат самые страшные.
Несколько граждан, называющих себя алтайскими шаманами, написали открытое письмо, в котором сообщают, что приехавшие из Москвы журналисты ради съемок фильма попросили «показать им шаманские танцы с воплями и воями, шаманские болезни с пеной у рта и корчащимися телами, а также проводить ритуалы в ущербную луну без учета и осквернения всех наших традиций». Некоторую неловкость в спряжении русских слов алтайцам можно простить. Тем более, что они, по их словам, подвергались давлению и оскорблениям со стороны руководителя московского продюсера фильма. «Когда ему отказали, он предложил нанять актеров, чтобы те изобразили шаманскую болезнь, а затем начал угрожать и шантажировать, называл Алтай „сраным“», — с болью в голосе рассказывает прессе Акай Кыныев, считающий себя духовным лидером алтайского шаманизма.
На его взгляд, подобные грубости — прямое основание, чтобы не выпускать фильм на ТВ.
Алена Жаровская, руководитель телекомпании «Астра Медиа», которая занимается съемками фильма, значимость шамана Кыныева и его выступлений в СМИ отрицает начисто: «Кыныев (Кине), подписавшийся под этим письмом, — алтайский аферист. Он сейчас представляется шаманом или духовным лидером. У человека что-то переклинило».
Между тем, простым людям, которые хотели бы понять, откуда вдруг на пустом, казалось бы, месте — столько обиды, упреков и обвинений, следует знать, что компания «Астра Медиа», шаман Кыныев и Алена Жаровская — давние знакомые. Несколько лет назад их совместными и взаимовыгодными усилиями был выпущен в беззащитные мозги обывателей телевизионный фильм, снятый в жанре журналистского расследования «Месть алтайской принцессы». Фильм был чуть более чем полностью посвящен проблемам Алтая, вроде землетрясений, падений вертолетов, повсеместного глада, мора и эпидемий, которые якобы начались сразу после того, как невежественные археологи выкопали из алтайской земли и увезли в научный музей мумию женщины, получившей не обоснованное наукой прозвище «алтайская принцесса».
Эта работа широко обсуждалась, кроме прочего, и в новосибирской прессе.
Например, в статье «Мракобесие в эфире Первого канала», опубликованной порталом «Большой Новосибирск», журналист Антон Лучанский, участник отряда археологов, обнаружившего мумию, назвал фильм Жаровской «беспрецедентным примером журналистского непрофессионализма и пропаганды вредных суеверий. По мнению Лучанского, «по количеству отсебятины и мистической галиматьи, фильм далеко опередил публикации в республиканских газетах, и снимался он в расчете на зрителя, представляющего теорию и практику археологии по фильмам „Мумия“ или „Индиана Джонс в поисках утраченного ковчега“».
Теперь же речь идет о второй серии того же фильма, который, судя по всему, предполагается снять в еще более мистическо-зубодробительной манере. Что характерно, ни одной из сторон конфликта не удалось предстать перед общественностью в выгодном свете. Жаровской припоминают профессиональный уровень (а точнее, его отсутствие) первого фильма. Кыныеву — его коммерческие проекты, связанные с сомнительно организованной распродажей даров алтайской природы, и еще более подозрительную торговлю возрожденной алтайской духовностью в виде таки шаманских плясок и культовых услуг.
Чтобы не попасть под перекрестный обстрел, посторонние в конфликт стараются не вмешиваться, но, видимо, до поры.
Слишком уж разгорается полемика вокруг «препятствования работе журналистов» и «называл Алтай сраным». Как и кто вмешается в эту перепалку — местные власти, журналистское сообщество или, может быть, прокуратура — неизвестно. Ведь, как сказано в финале того самого фильма о мести алтайской принцессы: «На Алтае действуют другие законы, те, что рациональному объяснению не подлежат».
Андрей Юрич Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций