Лесные пожары бушуют в Сибири со страшной силой. Виной тому засуха, недобросовестные любители шашлыков, ветер и сухие грозы. Некоторые специалисты в причины такой ситуации добавляют изменения в лесном законодательстве, в соответствии с которыми государство финансирует только профилактику и выявление пожаров, а затраты на их тушение полностью ложатся на регионы.

В некоторых территориях дождя ждут так сильно, что представители разных религий даже провели массовые молебны. Однако на большей части Сибири небо остается глухо к этой просьбе верующих. Губернаторы по-разному справляются со стихией: кому-то помогает погода, кому-то соседи, а некоторые рассчитывают только на себя.

1. Аман Тулеев

В Кузбассе первые лесные пожары начались в апреле, но ситуацию быстро взяли под контроль. На данный момент очагов горения леса в регионе не выявлено, однако по области из-за пожаров в тайге Красноярского края и Томской области бывает легкая дымка.

Учитывая, что погода по всей Сибири стоит примерно одинаковая, благоприятную ситуацию с лесными пожарами в Кузбассе можно объяснить хорошей подготовкой. Еще в феврале областные власти отрапортовали, что следить за пожарной обстановкой и тушить возгорания будет 40 бригад, оснащенных необходимой техникой и оборудованием. Кроме того, на территории области ведется космический мониторинг очагов возгорания, а также авиа- и наземное патрулирование. Помогает пожарным видеооборудование: на вышках операторов сотовой связи установлено 17 видеокамер, которые будут показывать ситуацию в тех районах области, где лесные пожары случаются чаще всего.

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев и его команда максимум внимания уделили профилактике и заблаговременной подготовке к огнеопасному летнему сезону. Результат налицо: леса региона меньше всего пострадали от огня.

2. Виктор Зимин

Глава Хакасии еще в конце июня дал высокую оценку работе по противопожарной деятельности. В связи с этим, лесным пожарным в республике даже повысили зарплату с 7 до 10 тысяч рублей.

Виктор Зимин единственный из сибирских губернаторов, кто таким образом поблагодарил огнеборцев — причем, задолго до окончания пожароопасного сезона.

Между тем, обстановка в лесах республики остается спокойной, очаги возгорания ликвидируются, как правило, в первые сутки появления. Всего за весну и лето в Хакасии выгорело 1,3 тысячи гектаров леса.

3. Сергей Жвачкин

Ситуация с лесными пожарами в Томской области — одна из самых серьезных в Сибири. По данным на 29 июля, в 10 районах региона бушуют 34 пожара общей площадью 9,8 тысячи гектаров. Угрозы для населенных пунктов нет, но жители страдают от дыма, концентрация вредных веществ в воздухе постоянно растет. Из-за смога несколько дней был закрыт томский аэропорт, самолеты садились в Кемерове и Новосибирске.

Губернатору Сергею Жвачкину приходится работать, буквально, в пожарном режиме. Ситуацию он взял под личный контроль и того же потребовал от глав районов области. На днях в Томск прибыли два самолета-амфибии БЕ-200ЧС. Каждый из них способен на лету взять до 10 тонн воды из реки или озера. Помогают им бороться со стихией два Ил-76.

Проверить обстановку и качество работы местных пожарных в Томск направился сам министр МЧС Владимир Пучков, но из-за метеоусловий приземлиться министру удалось только в Кемеровском аэропорту. Доехав до Томска на машине, Пучков изучил ситуацию и остался доволен противопожарной работой томичей.

Несмотря на сложности, губернатор Жвачкин держится уверенно и не спешит искать виновных в проблемах с тушением горящих лесов. Подробно изучать ситуацию и извлекать уроки на будущее решено после того, как дым над областью рассеется.

4. Александр Карлин

Алтайский край — один из редких сибирских регионов, где сейчас не свирепствуют лесные пожары. Хотя ситуация остается очень опасной, лесная охрана успевает быстро выявлять и тушить очаги возгорания. Но задымление в регионе остается достаточно сильным, дым приносит из тайги, горящей в соседних территориях.

В крае действует режим ограниченного пребывания граждан в лесах и въезда в лесные массивы транспорта. Возможно, это и позволяет снизить влияние пресловутого человеческого фактора, от которого больше всего страдает тайга.

Засуха осложнила не только ситуацию в лесах, куда хуже на Алтае с сельхозугодиями — пострадало более 3 млн. гектаров посевов. Прогнозы синоптиков не утешительны — дождя не ожидается. Александр Карлин принял решение ввести в наиболее пострадавших районах режим чрезвычайной ситуации. В данный момент, судя по сообщениям в СМИ, битва за урожай волнует губернатора куда больше, чем более-менее стабильная обстановка в лесу.

5. Александр Бердников

В республике Алтай действующих лесных пожарах, по данным на 29 июля, нет. Возникающие пожары тушатся, в основном, в день обнаружения.

Где-то пожарным помогает дождь, где-то опыт коллег из зарубежья. Команда быстрого реагирования Алтайской базы «Авиалесоохраны» прошла обучение в США.

Видимо, такое положение дел влияет на то, что глава республики Александр Бердников никаких особенных заявлений по части пожаров не делал, экстренных мер не принимал и, видимо, полностью положился на свою команду.

6. Равиль Гениатулин

50% лесных пожаров в Сибири пришлись на Забайкальский край. Лес начал гореть весной, уже в марте в крае был введен режим чрезвычайной ситуации, а в апреле огонь перекинулся на населенные пункты.

Равиль Гениатулин принял решение создать краевой противопожарный центр, который зимой станет готовиться к пожарам, а весной и летом их тушить. Несмотря на то, что для бюджета это будет затратное мероприятие, Гениатулин считает, что создание центра поможет избежать более значительных потерь в будущем. Кроме того, в Забайкалье решили «убрать» из лесов арендаторов, не соблюдающих правила противопожарной безопасности.

Забайкальский край — редкий регион Сибири, где в середине лета уже не только борются с пожарами, но и принимают меры для профилактики и более эффективного тушения горящего леса в будущем году.

7. Василий Юрченко

В Новосибирской области по данным на 27 июля горит чуть больше 46 гектаров леса. Ежедневно возникает 3–5 новых пожаров, но большинство из них ликвидируется в течение 24 часов с момента выявления.

В регионе, как и в соседней Кемеровской области, за лесами следят самолеты, вертолеты, патрули и видеокамеры, которых, правда, пока установлено только три.

Губернатор Василий Юрченко лично награждает особо отличившихся в лесах огнеборцев, и уже принял решение до конца года потратить дополнительно 17,9 млн. рублей на оснащение лесхозов противопожарной техникой.

8. Вячеслав Наговицын

В Бурятии лесные пожары то исчезают вовсе, то появляются вновь. По сравнению с прошлым годом, площадь сгоревших лесов выросла на 2%, пострадало порядка 120 тысяч гектаров лесных угодий. Большая часть возгораний произошла весной и в начале лета.

Вячеслав Наговицын еще в марте предложил публично разбираться в причинах пожарных и взыскивать по полной ущерб с виновных. Это, по мнению президента республики, поможет гражданам лишиться иллюзии безнаказанности и ответственно вести себя в лесу. О том, какое продолжение получила интересная наговицинская инициатива, не сообщается.

Сейчас бурятским лесничим помогает не только хорошая подготовка, но и дождливая погода, значительно снизившая уровень пожароопасности. Внимание МЧС приковано к уровню воды в реках — в Бурятии он значительно выше, чем в других сибирских регионах, здесь опасаются наводнений.

9. Виктор Назаров

Омичей больше беспокоят не сами пожары, а их последствия. Третья волна плотного смога накрыла регион, из-за сильного задымления уже закрывался аэропорт, так как видимость временами снижается до 400 метров. Причина тому — сильные пожары в соседних регионах, отсутствие осадков более 40 дней и аномально высокие температуры.

В самой области лесные пожары тоже есть, но пожарным удается их своевременно тушить.

По решению ещё прошлого губернатора Леонида Полежаева, лесхозы постоянно снабжаются необходимой для борьбы с огнем техникой. Экс-глава региона инициировал разработку новой концепции противопожарной безопасности, в которой будет уделено особое внимание лесным пожарам. Насколько эффективным окажется концептуальный подход, покажут весна и лето 2013 года.

10. Лев Кузнецов

26 июля в Красноярском крае из-за сложной лесопожарной ситуации был введен режим «чрезвычайной ситуации», в регионе полыхает 12,6 тысяч гектаров леса. Сегодня бороться с огнем начнут два военных Ил-76, каждый из которых вмещает 42 тонны воды. Самолеты в край направило министерство обороны.

Помощь красноярским коллегам оказывают и пожарные из Иркутской и Амурской областей, Бурятии и Забайкалья.

Лев Кузнецов еще в апреле проверял готовность края к лесным пожарам, однако это не помогло избежать серьезных последствий. Как неоднократно говорил в своих выступлениях Кузнецов, людская халатность — одна из главных причин лесных пожаров. Видимо, справится с ней не удалось. Еще в начале июля площадь выгоревшего леса превысила показатели за весь прошлый год.

По прогнозам синоптиков, конец июля — начало августа в Красноярском крае будут дождливыми, пожаров в лесу станет меньше.

11. Шолбан Кара-оол

В Туве пожароопасная обстановка, после непродолжительно стабилизации, снова обостряется. Виной тому засушливая погода, большое количество сухих гроз и шквалистый ветер. По информации на 30 июля, в республике зафиксировано 14 пожаров на площади более, чем в тысячу гектаров. Необходимой техники и пожарных в Туве катастрофически не хватает, поэтому региональное правительство просит федеральной помощи.

Напомним, что 6 июня при тушении сложного лесного пожара в республике погибли восемь парашютистов-десантников. Шолбан Кара-оол лично встретился с семьями погибших, выразил им свои соболезнования и гарантировал всестороннюю помощь семьям со стороны республиканской администрации.

Тогда в республике был введен режим чрезвычайной ситуации, действовавший до 18 июля, и полный запрет на посещение тувинцами лесов.

12. Сергей Ерощенко

В Иркутской области лесные пожары не особо свирепствуют. 30 июля, например, их было выявлено всего два, один уже локализован. Ситуация находится под контролем. По инициативе губернатора, около 100 специалистов из Иркутска помогают тушить пожары в Томской области и Красноярском крае.

Объяснить такое положение дел профилактическими работами или использованием новых технологий в тушении пожаров было бы не совсем правильно. В Иркутской области июль выдался чрезвычайно дождливым, а в мокром лесу гореть просто нечему. Таким образом, роль молодого (по времени нахождения в должности) губернатора Сергея Ерощенко в деле борьбы с лесными пожарами не значительна. Благодарить областные лесничие должны не его, а дождливое небо.