Из Улан-Удэ пишут: «Возбуждено уголовное дело в отношении начальника ГИБДД республиканского МВД Аламжи Сыренова и начальника отдела технического надзора и регистрационно-экзаменационной работы Николая Бархутова».
В чём они провинились?
По данным следствия, с июня 2009 по апрель 2010 года обвиняемые незаконно оформляли документы на транспортные средства, собранные из запасных частей и агрегатов. В результате были допущены к эксплуатации автомобили, не соответствующие требованиям безопасности.
Сыренов, полагает следствие, совершил преступление по статье 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), а Бархутов – по статье 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Понятно, что «гайцов» отстранили от работы. То есть службы. Гляди – посадят. По букве закона – за дело. По правде и справедливости – за чепуху. Со стороны глянуть: попали мужики под раздачу кампании по поиску злоупотреблений в органах МВД.
Почему мне представляется, что безопасность транспортного средства лишь предлог?
Напомню: Бурятия, как и вся Россия, – наполовину сельская страна. В современных условиях сельская – значит бедная.
Вот и выкручивается народ. По сибирским полям ходят сельскохозяйственные агрегаты, сошедшие с конвейера едва ли не в первые послевоенные пятилетки. Лично видел на Алтае трактор ДТ-54 Сталинградского тракторного завода. На таком пахал колхозное поле шукшинский герой из «Калины красной». Под Новосибирском один мужик развозит дрова по деревням на трёхтонном «трумене» – советской модификации американского «студебеккера». В Кузбассе знаком с человеком, сладившим колёсный тракторишко на москвичовской раме, с мотоциклетным движком.
На нём он пашет огород и возит сено с покоса.
Нет денег у простых людей на новую технику. В том числе и такую, на которой комфортно «рассекают» по шоссейкам. «Жигули» первых выпусков бегают уже четвёртое десятилетие. Не списаны живучие «Запорожцы», и «горбатый», и «ушастый». «Москвичи» на ходу. «Волги», само собой. И даже «Победы».
Полно всяческих гибридных модификаций, когда рама и мосты уазовские, движок от «грохнувшейся» «тойоты», руль от БМВ, а кузов от «волжанки». Русский (и бурятский) самодельщик, творя самодвигающееся средство, заново колесо изобретёт, а заодно электричество с вечным двигателем и заставит таки ездить своё чудовище.
Русско-бурятский мент только восхитится хитроумию соотечественника, потому что он не развращённая взятками сволочь с полосатой палкой на Дмитровском шоссе, и даст агрегату вид на жительство.
Но, как видим, бывает, что потом за это поплатится.
В старину, когда наше телевидение ещё не стало «жвачкой для мозгов», одной из самых популярных передач была «Это вы можете». Почётная рубрика той передачи – про самодельные автомобили. Шофёр Козлевич из «Золотого телёнка», собравший свою «Антилопу гну» из запчастей, подобранных на свалке, тем самодельщикам был друг, товарищ и брат.
Нынешним самодельщикам никто не друг. Их изводят как творческую прослойку технической интеллигенции. Их не подпирают новые поколения из школьных модельных кружков, они закрыты, как и дома детского технического творчества. Зачем? Нерационально пестовать будущих изобретателей и рационализаторов в эпоху, когда любую технологию можно сделать «отвёрточной».
А те, кто ещё сочувствует самодельщикам, как видим, превратились в преступников…
Семён Кайгородов