Лето зовёт в дорогу. Дальнюю. А дорога располагает к размышлениям. О чём? Да о дорогах же. Вспомним историю. Покорение Сибири начиналось в условиях полного бездорожья. Дружина Ермака шла по рекам. На стругах. Чусовой, Тоболом, Турой дошли — где парусом, где вёслами, где волоком, это когда преодолевали водоразделы, — до Иртыша.
Потом их путь через Каменный пояс был многократно повторён. Пока рисковый соликамский мужик Артемий Бабинов не нашёл тайную вогульскую тропу сквозь горы, которой язычники пробирались в верховья речки Туры на свои моления в Чаньвинской пещере. Бабинов тайком за ними крался, заламывая ветки — оставлял памятные знаки, чтобы вернуться. Вернулся. И тут подоспел указ царя Федора Иоанновича насчёт «охочих людей» для разведки удобного пути в Сибирь. Это был 1595 год. И Бабинов из «охочих» вызвался первый.
За два года протянули 260 вёрст и это оказалось в восемь раз короче прежнего, шедшего по рекам и междуречным волокам. В верховье реки Туры, куда пришла первая сибирская дорога, годом позже началось строительство города Верхотурье.
А дальше пошло-поехало. Вернее, покатилось на колёсах.
Сейчас колёса принадлежат комфортабельным машинам. Блогер motopapa устраивает экспедиции от Москвы до Владивостока и обратно, включая в команду всё, что едет на моторе, от мотоцикла до «форда-мустанга». Такая у него профессия — тест-драйв. Объезжает новые марки автомобилей и рассказывает о них. Нынче он уже дважды пересёк Сибирь и направляется домой, последний его пост был с Урала со знаменитой электростанции в посёлке Пороги, построенной (и неплохо сохранившейся) в 1910 году для тамошнего ферросплавного завода.
А вот dorogadomoj, путешествующий не по службе, а по душе, только углубляется в Сибирь. Подал весточку из Новосибирска и примолк. Уж не случилось ли чего?
Новосибирец bluesrock тоже немало поколесил по миру. Зимой он выкладывал прекрасные фотографии из Перу, вот куда занесло сибирского музыканта, а нынче порциями выдаёт алтайские зарисовки. Вернее, фотки.
Великолепен varandej, проводящий всю жизнь в путешествиях с фотоаппаратом. Но не на личном авто, а просто на общественном транспорте: где поездом, где автобусом, где попуткой. Нынче фотограф в Закарпатье. В таком, знаете ли, уже и не украинском, а старовенгерском — когда-то эти места принадлежали императору Австро-Венгрии и живёт там в большинстве венгерское население. А перед тем его фотоочерки были из Казахстана — он начал с новой казахской столицы Астаны и примыкающих к ней исторических местностей, сохраняющих памятники дальних тысячелетий, потом проехал в старую столицу — Алма-Ату, забрался далеко в межгорные долины и вывез оттуда массу экзотических снимков. Бывал он и в Сибири: в Иркутске и в Кузбассе.
Блогера zyalt занесло на Цейлон, в государство Шри-Ланка. Знаете, какие там дороги? А вот какие:
«Отдельно хотел рассказать про местные дороги. Вчера поехал в заповедник снимать слонов. Задача: если от нашей виллы до него всего 140 километров, выехали мы в 7 утра, там провели 2 часа, то во сколько мы вернулись домой? Правильный ответ: в 7 часов вечера! Средняя скорость на местных дорогах не превышает 30 км/ч. Дороги есть двух типов. Первый — это главные трассы, на них хороший асфальт, и есть по отдельной полосе для движения в каждом направление. Максимальная скорость в городе 50 км/ч, а за городом 70 км/ч. Но никто не следит за соблюдением скоростного режима, так как нарушить его невозможно. Дороги забиты велосипедистами, мотоциклистами, маленькими мототакси тук-туками, грузовиками, автобусами и простыми пешеходами. Причем велосипедисты и пешеходы чувствуют полное право использовать трассу наравне с автомобилями. Люди могут спокойно идти посередине полосы, при этом никак не реагировать на сигнал автомобиля — их нужно обгонять по встречной полосе, как равного участника дорожного движения. Ситуацию усугубляют различные животные, которым тоже нравится дорога, на ней удобно спать. Второй тип дорог — это узкие маленькие дорожки с отвратительным асфальтом, шириной не больше 3-х метров. Если на первых еще можно кого-то обогнать, то здесь нужно сигналить медленному коллеге и надеяться, что он съедет на обочину, чтобы пропустить тебя. Вся езда по дорогам Шри-Ланки — это постоянный обгон, на встречке проводишь больше времени, чем на своей полосе. Это еще при том, что здесь левостороннее движение, как в Англии. Из-за этого сильно сузился список достопримечательностей, которые я планировал посетить».
Так что нечего жаловаться на российские ухабы — есть на свете места поухабистее. Кстати, Google изучает наши дороги, новый гугловский сервис называется «Дороги России». Вот что о нём пишут:
«Его цель — собрать с помощью пользователей данные о состоянии дорог, а затем упорядочить эту информацию. Проще всего поучаствовать в проекте будет тем, чье мобильное устройство работает на операционной системе Android, разработанной все той же корпорацией Google. Для юзеров создали особое приложение. Едет водитель по дороге, а оно тем временем анализирует тряску — причем различая разные типы препятствий, включая „лежачих полицейских“. Отчет, который приложение составляет с учетом манеры езды водителя и технических характеристик автомобиля, поступает на общий веб-сервис. Там же пользователи могут обсудить, где конкретно и отчего именно на дороге возник сложный участок, а также посмотреть рейтинги городов по качеству дорожного покрытия. Чем больше водителей отправляют данных о том или ином маршруте, тем подробнее получается общая картина. Приложение для Android уже можно купить в интернет-магазине Google Play. О планах по выпуску приложений для других платформ ничего не сообщается. При этом в компании Google говорят, что скоро станут доступны исходные коды программы. Это предполагает, что приложение для других операционных систем, например, iOS или Symbian, сможет создать какой-нибудь другой разработчик, а не Google. Сейчас в рамках эксперимента проанализировано 7 городов России — это более 6 тысяч километров. Немного, если учесть, что общая протяженность дорог в России — более миллиона километров: масштаб страны обязывает. На этом фоне 6 тысяч километров — капля в море. Но надо ведь с чего-то начинать. Пока что большинство участков на карте „Дороги России“ были пройдены всего по одному разу, так что о полноте данных говорить нельзя — это, скорее, демонстрация того, как сервис работает. На то и тестовый режим. К сожалению, пока что Google не интегрировал сервис „Дороги России“ со своим навигационным сервисом Google Maps, а жаль: водители могли бы рассчитывать свой маршрут, в том числе исходя и из состояния дорожного покрытия. Впрочем, наверное, рано или поздно это будет сделано».
А кто виноват в том, что дороги кое-где хуже некуда?
В Твери дорожная служба обвинила кладоискателей, бродящих со своими приборами и ковыряющими асфальт, коли под ним «прозвенит» нечто металлическое. Несколько таких задержаны дорожной службой. На это сетевые комментаторы отреагировали со свойственной им живостью. Вот один из комментов:
«Все эти обвинения кладоискателей в систематической порче наших дорог сказки казнокрадов. Я несколько лет… занимался этой проблемой в Самаре. Вывод, к которому я пришёл прозаичен до безобразия — казнокрадство. По моей просьбе работники лаборатории министерства транспорта Самарской области сделали вырубки асфальтового покрытия шоссейных дорог в городе Самара. В результате выяснилось что дорожники, руководствуясь Распоряжением главы города укладывали в дорожное покрытие асфальт марки В тип 3, вместо асфальта тип, А маки 3 или тип Б марки 1. Асфальт тип В марки 3 укладывают исключительно в пешеходные переходы и который в несколько раз дешевле того. который требуется укладывать в городские автотрассы. Вот только ни городское УВД, ни областное ГУВД так и не захотели выяснять за какую же марку асфальта мэрия расплачивалась с дорожниками и кому в карман „уходила“ разница в цене. А она за сезон, по скромным подсчётам достигала 10 миллионов долларов».
Надо, короче, уголовные дела открывать.
И последнее.
Эксперты общественного центра «За безопасность российских дорог» определили, в каких регионах нашей страны автомобилисты и их пассажиры подвергаются наибольшему риску. Для каждой области или республики рассчитан индекс безопасности, учитывающий смертность и травматизм в ДТП, общее количество ДТП, объем автопарка, общую протяженность дорог и число населения.
В рейтинг 2011 года вошли 30 самых густонаселенных регионов России. В числе самых опасных оказались многие развитые регионы с большим автопарком — Нижегородская и Челябинская области, Башкортостан и другие. Но, что удивительно, первую строчку занял менее загруженный машинами регион — Владимирская область.
Дальше по мере убывания опасности рейтинг выглядит следующим образом: Нижегородская область, Челябинская область, Республика Башкортостан, Красноярский край, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ростовская область, Тверская область, Алтайский край, Иркутская область.