На днях в Бурятии пройдет фестиваль казачьей культуры. Говорят, что на него съедутся несколько сотен самых настоящих сибирских казаков, в том числе атаманы казачьих округов. Будет военно-полевая игра «Сполох» — нечто вроде конкурса по армейской строевой и спортивной подготовке. Казачья кухня, опять же военно-полевая. И сухой закон. В основном, немногочисленные ресурсы, написавшие об этом событии, отмечают последний пункт. Экзотично — праздник без алкоголя. Сами казаки из разряда экзотики уверенным аллюром переходят в категорию унылых анахронизмов. Хотя те, кто считает, себя казаком, на такое утверждение и обиделись бы.

В начале и середине девяностых казачье движение бурливо возрождалось.

С каждым годом росло количество граждан, несколько раз в году с серьезными лицами одевавших форму из исторических реконструкций. Очагами возрождения стали Украина, где казачество глубочайшим образом укоренено в самоощущении народа, и Сибирь — земля, открытая и освоенная когда-то казаками.

Планы у казаков были «наполеоновские». По крайней мере, у российских. Самые смелые из атаманов договаривались в телевизионных и газетных интервью до того, что «будут вновь сформированы настоящие боевые казачьи части и сословие, полностью возродившись, поднимет Россию с колен».

Одно время, помню, пытались даже с шашками по улицам ходить. Но быстро выяснилось, что шашка подпадает под пункт УК о холодном оружии, и что носить можно только ее макет. А казак с макетом шашки — и сам получается макетным.

Любили фронтальную часть своих казачих одеяний увешивать орденами и медалями, но любопытствующие быстро растрезвонили, что побрякушки не настоящие. Да, и откуда им быть — настоящим казацким наградам в наше время? Поэтому «иконостасы» робко сменили на орденские планки экзотичных расцветок, а после и от них отказались.

В лихие годы первой и второй чеченских компаний была попытка на Кубани и в Ставрополье организовать настоящие военизированные казачьи отряды самообороны. Но государство сказало, что радо будет видеть всех желающих в рядах армии и милиции, но вот разрешать гражданским (это было настоящее оскорбление — назвать их гражданскими) вооружаться боевым оружием в нестабильном регионе — оно не намерено. Отряды какое-то время просуществовали с резиновыми дубинками, но потом и их отняли — спецсредство же. Владение оружием было сословной привилегией казаков, а сословия в России упразднили в 1917 году.

Между тем, у российской власти виды на казачество были.

И нешуточные. До сих пор существует пост советника при президенте РФ по вопросам казачества. Однако, не сложилось. Большинство атаманов видели перед собой перспективы быстрого карьерного роста, высокий социальный статус, причем, подаренный свыше. А власть хотела, чтобы казаки на полном серьезе, массово и самоотверженно занялись патриотическим воспитанием молодежи, причем на общественных началах — без зарплат. Хотелось, чтобы это было низовое народное движение, которое без особых финансовых вложений держало бы в патриотической узде вольнодумцев, оппозиционеров и прочих «скубендов». Ну, просто потому что «любо!» При этом атаманам предлагалось социальный статус завоевывать самостоятельно — служа образцом нравственности и творя добрые дела. Делать казачьи должности государственными не стали однозначно и решительно.

И когда все эти моменты в отношениях новых казаков и руководства страны окончательно прояснились, началось то, чего и следовало ожидать. Массовый отток казачьих кадров. Причем, очень гладкий и естественный — без конфликтов и протестов. Просто люди забывали в очередной раз надеть потешный мундир и прийти в казачий круг рассуждать о собственной духовности и великом наследии. Незаметности процессу добавляло и то обстоятельство, что народ Российской Федерации казачеством не заинтересовался. С самого начала звали их «ряжеными» и всерьез не воспринимали.

В итоге атаманы с громкими титулами и в красивых мундирах участвуют в этнофольклорных праздниках.

И по массовости сии сатурналии заметно уступают не только байк-фестам или опен-эйрам, но банальным тусовкам эльфов-ролевиков.

Наверное, это потому, что милитаризм позапрошлого века, конечно, не нужен современному обществу. А сохранением настоящих казачьих песен, плясок и навыков занимаются, как и прежде, коллективы профессиональных и самодеятельных артистов. И здорово у них получается. Я люблю посмотреть и полушать.

Андрей Юрич Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций