В Республике Алтай впервые в России появился новый тип особо охраняемых территорий — сакральные места. Правительство региона в принятом на днях местном законе предлагает считать таковыми «почитаемые в народе элементы ландшафта (горы, перевалы, пересечения дорог, реки, озера, деревья, целебные источники, святилища, места религиозных обрядовых молений и исторических событий, родовые территории), природно-культовые объекты (культовые сооружения и места скопления археологических памятников — петроглифы, курганы, каменные изваяния), являющиеся компонентами традиций, обычаев, обрядов, унаследованных местным населением Республики Алтай от своих предков».

В связи с появлением документа такой степени уникальности, правительству Горного Алтая можно только посочувствовать. Инструмент для разжигания розни на этнической и религиозной почве получился из этого закона просто потрясающий. Конечно, на фоне сотрясателей мироздания (если судить по действиям правоохранительной системы и Русской Православной Церкви) вроде столичных «пусек», смотрится бледненько. Но и, заметим сразу, задачи перед новым законом поставлены вовсе не идеологические, а самые, что ни на есть, приземленные.

В земле-то все и дело.

В связи с участившимися визитами в алтайские горы Владимира Путина и работающей программой развития туризма в республике наблюдается инвестиционный бум. Инвестируют в землю. А земли в Горном Алтае мало, можете на карте РФ посмотреть и убедиться. Один из главных претендентов на самые лакомые местечки Алтая — так называемое национальное лобби: местные жители, ведущие бизнес в сфере строительства и туризма. Далеко не все из них относят себя к представителям коренных народов алтайских гор, но все они считают очень полезным для получения конкурентного преимущества перед заезжими дельцами разыграть национальную карту.

Наивному человеку закон может показаться полезным и даже милым. Охранять силами МВД прелестные источники и живописные перевалы от уничтожения ножами бульдозеров и толпами туристов — что может быть правильнее? Но таких людей, наверное, самих нужно объявлять сакральными — за космическую чистоту наива. А человек практичный сразу увидит цель закона: не пущать. Ведь, в законодательстве РФ нет никаких «сакральных мест», как нет и методики их определения. Следовательно, любое место может быть объявлена в Горном Алтае сакральным по причинам в большей или меньшей степени высосанным из пальца. Тем более, что речь идет о регионе, где найдены одни из самых древних в мире следов пребывания людей. И наверняка в какой-то конкретный период времени люди здесь считали особо почитаемым буквально каждый пригорок.

Закон говорит о местах «почитаемых в народе», разумно не называя народа.

Иначе реакция прокуратуры будет уж слишком незамедлительной. А народ республики Алтай многонационален. Значит, практически, любая группа людей может объявить любое место Горного Алтая своим сакральным — хоть сами алтайцы, хоть русские, а хоть даже и китайцы: перед законом в России все нации равны. Аргумент «древности» тут не работает. Где сказано, что только древнее может быть сакральным?

И уже стоит перед глазами картина. Неугодный местному национальном лобби предприниматель приобретает землю под строительство туристического комплекса или выкупает право на организацию турмаршрута по горам и долинам, и тут ему говорят, что со вчерашнего дня купленная им земля признана сакральным местом алтайских казаков, алтайских русских, алтайских алтайцев (нужное подчеркнуть), и никакую хозяйственную деятельность он на ней вести не может, а может он ее продать в пять раз дешевле. А после и сакральность можно пересмотреть — вдруг неверно сакрализировали, все же ошибаются.

Картина эта стоит не только перед моими глазами.

Руководитель региона Александр Бердников тоже, чувствуется, уделил немало времени размышлениям над ней. Комментируя принятый закон, он сказал: «новый документ не должен ни в коей мере ущемлять права туристов и гостей Республики Алтай, а также интересы местных жителей вне зависимости от национальности». Ну, конечно, он не будет ущемлять! Именно для этого в него запихано столько расплывчатых определений, общих фраз и вполне конкретных запретов под национально-религиозным соусом.

Андрей Юрич