Главы Сибирского федерального округа и президент Владимир Путин
27 Мар 2012, 14:33Гадание на губернаторах — традиционная народная забава в современной России. Негласный чемпионат по этой игре проводится непосредственно накануне и сразу после выборов президента страны. В эти периоды СМИ всех мастей и досужие разговоры на кухне заполнены рассуждениями о том, кто из региональных начальников устоит при новоизбранном президенте, а с кем придется распрощаться. Этой весной в Россию вернулись выборы губернаторов, но обсуждение протекает в традиционном русле: «Кого Путин оставит».
1. Сергей Жвачкин
Новый губернатор Томской области. У власти, что называется, без году неделя. На официальном сайте Сибирского Федерального округа томским губернатором до сих пор значится ушедший с поста Кресс. А вот на не менее официальном сайте правительства Томской области Жвачкин уже завел свою колонку в новом губернатором качестве — обещает объяснять каждое принятое им важное решение. Например, он уже продлил контракты с несколькими «крессовскими» заместителями. Но в колонке еще по этому поводу не объяснился. Народ безмолствует в ожидании.
Само собой, из всех руководителей субъектов СФО Жвачкин — наименее вероятный кандидат на вылет. Прецедентов, когда губернаторов смещали в считанные месяцы после вступления в должность, в России еще не было. Да, и не ожидается.
2. Равиль Гениатулин
Человек из разряда «где родился, там и пригодился». Между тем, большинство российских губернаторов руководят совсем не теми областями, с которыми их связывают рождение, юность и становление как политика.
То, что для читинцев и жителей Забайкальского края Гениатулин в прямом смысле «свой до мозга костей» — очень серьезный аргумент в пользу его доооооолгой губернаторской карьеры.
В эту же копилку и аргументы прочие. Руководит краем всего четыре года — немного для современной России. В большую политику не лезет. Регион свой, довольно проблемный по сути, держит в подконтрольном состоянии. И по тем же причинам маловероятен его переход на другую работу.
Один из последних в очереди на отставку.
3. Аман Тулеев
Тулеев считается одним из самых крепко сидящих в губернаторском кресле региональных руководителей. Многократно несбывшиеся слухи об его отставке только подтверждают прочность его позиции. При этом очевидно, что у Тулеева много недоброжелателей в политике, как на местном, так и на федеральном уровне.
Сам кемеровский губернатор продолжает работать в прежнем режиме, регулярно обновляет свою команду, а за время недавних выборных гонок — парламентской и президентской — даже подразорил своих противников на несколько миллионов рублей через судебные иски. И это говорит в пользу его политического долголетия.
4. Василий Юрченко
В отличие от Тулеева, слухов о скорой отставке Юрченко не зафиксировано. Областью он руководит всего два года. И федеральных масштабов амбиций не проявлял. И в скандалы с широким общественным резонансом не влипал (Да, два последних утверждения имеют отношение к Дмитрию Мезенцеву). С центральной властью и Владимиром Путиным — не на дружеской ноге, но и отнюдь не «в контрах»: ровные рабочие отношения. Если Юрченко и дальше будет придерживаться в своей деятельности этого принципа «золотой середины» — высока вероятность, что и следующие президентские выборы он встретит в качестве губернатора Новосибирской области.
5. Дмитрий Мезенцев
Недавно взошедшая медиа-звезда в губернаторском корпусе Сибири. «Дмитрий Мезенцев: скандалы, интриги, расследования» — вертится на языке у журналистов и обывателей.
Губернатор, умудряющийся регулярно наступать подведомственному населению на самую больную мозоль — транспортную. То волюнтаристски задержит на час вылет пассажирского рейса. То окажется втянут в мутные разбирательства: «А был ли Мезенцев в автомобиле Мезенцева, когда тот сбил человека?»
Плюс ко всему, еще и прославился своими президентскими амбициями, которые однако не помогли ему даже попасть в официальную часть предвыборной гонки.
На скандальных губернаторов, да еще претендующих на федеральную власть, «москва» всегда смотрела чрезвычайно неодобрительно. Но, как ни странно, Мезенцев — исключение из этого правила. Потому что состоит в давних дружеских отношениях с Владимиром Путиным. И, вероятно, если и оставит свой пост в обозримом будущем, то только ради более солидной должности.
6. Лев Кузнецов
Отставка предшественника Кузнецова — Хлопонина — была чрезвычайно неожиданной. Жил-был себе сибирский губернатор и вдруг стал полномочным представителем президента России в новообразованном Кавказском Федеральном округе.
Впрочем, Хлопонин руководил Красноярьем восемь лет и уже поэтому говорить о его дальнейшем продвижении во властной вертикали имело смысл. Кузнецов же губернаторствует всего два года. Ошибок не совершал, в скандалах не участвовал, с центральными властями не конфликтовал. Судя по всему, у бывшего предпринимателя, ушедшего в исполнительную власть, впереди еще годы спокойного губернаторства. Хотя, конечно, опыт Хлопонина (в плане внезапности и непредсказуемости решений «центра») учитывать стоит.
7. Александр Карлин
Уроженец Алтая (что важно), долгое время работавший на больших должностях в Москве. Последнее, в глазах обывателей, делает его в какой-то степени менее алтайским.
Его предшественник Михаил Евдокимов ушел с губернаторского поста непосредственно в мир иной при странных обстоятельствах. Поэтому губернаторских отставок в чистом виде алтайцы не видели давно. Впрочем, к Карлину у них особых претензий нет, и на митингах протеста, прошедших перед президентскими выборыми в Барнауле, призывов отправить руководство края в отставку никто не озвучивал.
В свете нового закона о выборах, говорить о шансах Карлина затруднительно. Он человек далекий от публичной политики и ни разу не только не занимал выборных должностей, но и не претендовал на них.
Принимая во внимание спокойную обстановку в стране вообще и на Алтае в частности, до выборов Александр Карлин скорее всего доживет. И как политик — тоже.
8. Виктор Зимин
Руководит республикой Хакасия с 2009 года, поэтому может считаться «молодым» губернатором. До 2011 года совмещал руководство регионом с деятельностью депутата Государственной Думы РФ. Как говорится, без ущерба для трудового процесса по основному месту работы. После недавних парламентских выборов снова целиком и полностью «принадлежит» своей республике. Потому отставка маловероятна.
9. Шолбан Кара-оол
Председатель правительства Тывы с 2007 года. При нем республика прославилась «чеченскими» результатами голосования на парламентских и президентских выборах. Всегда больше 90% за партию или кандидата власти. Вряд ли, курицу, несущую в Тыве электоральные золотые яйца кто-то решит уволить или сменить. Ну, а губернаторских выборов Шолбан Валерьевич, понятное дело, не боится.
10. Вячеслав Наговицын
Руководит Бурятией с 2007 года. Чрезвычайно редко становится героем слухов (практически никогда!) или публикаций в СМИ. Из всех сибирских столиц, Улан-Удэ может похвастаться наименьшим количеством людей, явившихся на предвыборные митинги протеста — протестовать выходили буквально 20–30 человек. При том, что никаких полицейских санкций против них не применялось. На взгляд экспертов, это говорит о весьма высоком уровне доверия жителей Бурятии к власти — в первую очередь, к своей, региональной. По этой причине, если не случится чего-то экстраординарного, вряд ли мы услышим о скорой отставке Вячеслава Наговицына.
11. Александр Бердников
Имидж главного руководителя республики Алтай изрядно подпорчен нелепыми, но долго длящимися скандалами. То высшее федеральное чиновничество вдруг решит у него в регионе поохотиться пьяным с вертолета на краснокнижных горных баранов. То ступени космических аппаратов начнут падать в горные леса — и оправдывайся потом, что не водятся на Алтае лысые бурундуки. При этом, Бердников не может обеспечить такой же массовой поддержки власти народом, как в соседней Тыве. Все это делает его положение довольно шатким. Впрочем, скорая отставка Бердникова маловероятно, так как вновь избранному президенту России нужно будет в первую очередь навести порядок в стратегически более значимых регионах.
12. Леонид Полежаев
Тот, кого народная молва и официальные эксперты ставят ближе всех к выходу с политической сцены Сибири. Собственно, давно предполагалось, что Полежаев уйдет вслед за Крессом (Или, как думалось раньше многим — Кресс за Полежаевым). За плечами обоих больше 20 лет непрерывного руководства своими регионами, и если пришло время прощаться с одним, значит, и другому пора.
Сам Полежаев относится к этому спокойно. Еще в начале года заявил, что готов уйти, что называется, в рабочем порядке, трудясь на благо омичей до последнего дня в должности.