«У России есть два союзника — армия и флот», такие слова принадлежат императору Александру III. Царь, ставивший во главу угла православные и семейные ценности, подвергавший опале за супружескую измену, силач от природы, противник праздности и нововведений, вошел в историю как самодержец-миротворец.

Не собиравшийся занимать российский престол, воспитанник историка С. М. Соловьева, он оставил яркий след, как глава государства, сделавший отечество более сильным и могущественным, чем получил.

Именно Александру III в Новосибирске будет установлен памятник ко Дню города, выпадающему на последнее воскресенье июня.

Памятник будет отлит из бронзы и водружен в парке «Городское начало». Общая его высота составит тринадцать метров, из которых 5, собственно, сама скульптура, а 8 — постамент.

Активную помощь городу в благоустройстве парка оказывает Западно-Сибирская железная дорога. Нелишне напомнить, что он располагается (раскинулся) на набережной реки Оби в том месте, где располагался краеугольный в деле основания Новосибирска объект — знаменитый железнодорожный мост. Первый камень в его строительство был заложен 20 июля 1893-го года, как раз во время царствования Александра Александровича Романова.

Строительство моста дало толчок развитию нового промышленного поселения, превратившегося в один из крупнейших центров Сибири. Ставший в один ряд с самыми внушительными сооружениями Транссибирской железной дороги того времени, мост строился 4 года. Он обошелся казне в 2 млн. рублей и был открыт для движения 31 марта 1897 года.

Несмотря на то, что День города Новосибирск отмечает в последнее воскресенье июня, точкой отсчета его истории считается 30 апреля 1893 года. В этот день на этом месте стали строить посёлок для рабочих, возводивших этот самый мост. В честь царя поселение первые два года носило название Александровское.

Установка памятника именно Александру III довольно символична. Он олицетворял собой мир, покой, уверенность и процветание.

Августейший, обычно именуемый реакционером, на деле являлся гарантом стабильности, ощущение которой решено запечатлеть в бронзе может ещё и потому, что особенно этой компоненты многим сейчас не хватает. Ведь, не правда ли, достойна воспоминания и увековечивания эпоха, коей принадлежат слова: «Европа может подождать, пока русский царь ловит рыбы».

Максим Кусто