Отношение к такому институту, как «Почта России» в наши дни чаще всего не особенно позитивное. Все мы знакомы с постоянными очередями, медленным и не всегда дружелюбным обслуживанием, неожиданными закрытиями на время почтовых отделений и перегруппировками посылок, писем и бандеролей в находящийся не всегда рядом пункт. Последнее создает вообще нечто невообразимое, похожее на реконструкцию процесса покупки по талонам «выброшенных» продуктов в советское время.

Между тем, в «то самое» время важность самой почты и бесперебойность её работы была крайне важна и, как кажется, нынешних проблем вовсе не было. Посудите сами: каких-то тридцать лет назад граждане ныне несуществующей страны проводили на почте довольно большое количество времени. Оно текло, конечно, куда медленнее, но средоточие жизненно важных функций было именно там.

Люди отправляли и получали письма и телеграммы, заказывали междугородние переговоры, ожидая зова в определенную кабинку, если есть связь, попутно общались, завязывая отношения и т. д. По сути, немного утрируя, можно сказать, что почта была неким прообразом социальной сети.

А как не вспомнить великий круговорот различных в многонациональных уголках по уровню дефицитности товаров, которыми обменивались друзья и родственники? Фруктов, упакованных в специальные ящики с дырками, шедших в ответ на зимние сапоги или соленья.

Ни в коем случае не хочу сказать, что-де раньше было хорошо, а сейчас плохо.

Просто изменился контекст и зачастую отношение некоторых работников, как к людям, так и к делу оставляет желать лучшего. Из Забайкальского края вот поступила весть о том, что межрайонной прокуратурой утверждено обвинительное заключение в отношении начальника отделения почтовой связи одного из местных сел.

Женщине предъявлено обвинение в совершении девяти эпизодов хищения и присвоения денежных средств. Самое интересное, что прокуратура края уже не первый раз сообщает об аналогичных деяниях со стороны руководителей отделений почтовой связи региона.

Искать в этом симптоматику и, тем более, обобщать, обвиняя и выискивая общую нечистоплотность не стоит.

На мой взгляд, это одно из отражений усталости, какой-то озлобленности и недовольства окружающим миром, частенько написанным на лицах почтовых работников. В нынешнем виде почта существует как бы по инерции — и без неё никак и с ней не всегда уже возможно.

А почему бы вместо беспорядочного насыщения отделений связи бесчисленными дополнительными (канцелярскими, фото и т. д.) услугами, не придать им вид действующих культурно-исторических объектов? Ведь история Русской почты насчитывает более тысячи лет! Не возвращая в прямом смысле курьерские тройки с бубенцами, почтовые фургоны, а используя их как символы, позволяющие придать унылым интерьерам интересный и уникальный вид.

Сделать из отделений стилизованные станы и гордиться тысячелетней историей по праву. Ведь много ли еще подобных институтов? Может тогда, и посещать их и работать там будет в разы лучше.

Максим Кусто