В мире все большую популярность набирает движение фриганов. Это люди, которые из принципа не тратят ни цента на еду и питаются исключительно из мусорных баков. У нас перед глазами сразу встает образ грязного бомжа, но это потому, что мы такие особенные. Пищевой базис фриганов — срок годности продуктов. Точнее, отношение крупных продуктовых магазинов к продуктовому сроку годности. По бесчеловечным законам развращенного запада, за торговлю просроченными продуктами санкции настолько суровы, что бизнесмен имеет все шансы вылететь из бизнеса, а то и попасть в тюрьму (если, например, не сможет выплатить огромный штраф). Поэтому еда, прямо в упаковке, целыми партиями отправляется в мусорные баки, едва только истечет отпущенный ей производителем срок. Нормальным людям, какими и считают себя фриганы, очевидно, что продукты при этом еще не успели испортиться. Их можно взять и съесть — совершенно бесплатно. Выразив тем самым протест против бессмысленной траты ценных пищевых ресурсов.
В каком-то смысле, мы с вами все фриганы.
Потому что в наших супермаркетах переклеивание этикеток и даже просто стирание и перерисовывание сроков годности на товарах — обычный маркетинговый ход. Или, например, распродажа. Резкое снижение цены на продукт в наших торговых сетях почти всегда означает, что он просрочен и надо его срочно продать, а то еще, блин, испортится. И сколько директоров магазинов не лови на этом — ничего не меняется: штрафы меньше, чем выручка с «просрочки».
Более того, российское фриганство распространяется не только на еду. Оно давно приобрело поистине космические масштабы. Космическая орбитальная станция «Мир» имела «срок годности» — всего три года. А проработала на орбите 15 лет.
Баллистические ракеты, стоящие на боевом дежурстве в разных секретных местах нашей родины — такой же фриганский продукт. Большинство из них давно отстояли свой ресурс в пусковых шахатах и должны были быть заменены на более современные. Но специальная комиссия каждые несколько лет продлевает им срок эксплуатации — грубо говоря, занимается тем же самым перерисоваванием ценников. Если спуститься с небес на землю — тут вообще воплощение фриганской мечты.
Дома-хрущобы, из которых наполовину построены наши города, должны были быть снесены после 25–30 лет существования. Именно такой запас прочности и пригодности для обитания в них людей закладывался архитекторами-разработчиками. Системы водо- и электроснабжения должны были, по рассчетам инженеров, самоликвидироваться от старости в сроки, которые давным-давно прошли.
И так многое другое — чего не коснись.
Как ни странно, в подобных вещах можно видеть повод для оптимизма. Все же, какого качества должны быть эти ракеты, космические станции, водопроводные трубы и даже еда — чтобы продолжать служить людям и оставаться безопасными!
Очевидно, что те ученые, которые на полном серьезе предсказывали эру техногенных катастроф в 2000-х года в России оказались по большей части не правы. Хотя их рассчеты основывались на конкретных фактах — рассчетных и допустимых сроках эксплуатации различных технических, транспортных и городских систем.
А к чему я это все вспомнил и возгордился? Да, в Иркутске произшел непредусмотренный прорыв в области транспортно-промышленного фриганизма. Обнаружено, что почти полсотни локомотивов, изпользуемых местным отделением РЖД, должны были по всем документам отправиться на переплавку от пяти до 15 лет назад! А они до сих пор работают, как часы, и таскают составы — в том числе, пассажирские.
Ясное дело, прокуратура обратилась в суд, суд запретил их эксплуатацию, железнодорожники в панике: новых-то локомотивов они не запасли! Как обеспечить стабильную работу Иркутского участка Транссиба при таком дефиците тягловых агрегатов?
Но выход, как всегда есть. Планируется создать специальную комиссию, которая посмотрит на каждый из этих устаревших локомотивов и официально разрешит его использовать дальше. Ну, и что — срок годности истек! Не выкидывать же теперь…
Андрей Юрич