В Алтайском крае собираются начать производство моторного топлива из древесных отходов. Ну, это как если бы эскимосы наладили выпуск льда из воздуха. Может, лед бы и неплохой получался…
Впрочем, все серьезно. Как сообщают специализирующиеся на энерегетической тематике СМИ, планируемая производственная мощность завода — 70 тысяч тонн этанола в год. Проект стоимостью 2,5 миллиарда рублей включен в региональную программу «Комплексное развитие Алтайского Приобья» общей стоимостью более 590 миллиардов рублей.
Губернатором края Александром Карлиным уже подписано постановление о выделении земельного участка для строительства комплекса по производству моторного топлива из опилок. Участок расположен в Первомайском районе, недалеко от села Березовка.
Конечно, это выглядит удивительно: в стране, которая является одним из лидеров мировой нефтедобычи, собираются развивать производство моторного топлива альтернативным, заведомо менее удобным и более дорогим способом, чем традиционная перегонка нефти. До этого собственно моторное топливо в значительных объемах альтернативным способом — из бурого угля — производили только в двух странах: Третьем рейхе и ЮАР времен апартеида. Причина в обоих случаях была одна: международная изоляция и торговые ограничения, связанные с внутренней и внешней политикой стран.
Россия подобных ограничений не испытывает. Более того, совершенно не зависит от иностранных поставок топлива — по вполне очевидным причинам. Зачем же тогда на Алтае перегонять дрова в этиловый спирт?
Ответ станет ясен, если принять во внимание, кто именно собрался осуществлять этот амбициозный топливный проект в Алтайском крае.
Это местное крупное объединение сельхозпроизводителей, которые просто устали от вечных проблем с нехваткой ГСМ в период посевных и уборочных компаний. Руководство края, которое вынуждено решать эти проблемы — выбивать дополнительные поставки горючего по льготным ценам — тоже радо, что, возможно, избавится от вечной головной боли, если поможет аграриям самим наладить выпуск горючего.
Эксперты энергетической отрасли отчасти сомневаются в экономической целесообразности проекта. Как считает замдиректора ООО «Топливно-энергетический независимый институт» Сергей Ежов, в масштабах страны массовое производство биоэтанола из древесных отходов менее перспективно, чем, например, в Бразилии, где воспроизводства биомассы идет более быстрыми темпами. В целом, по его мнению, развитие таких производств и технологий в России может быть эффективно только при поддержке государства.
Ограничивающим фактором является также наличие больших объемов нефтегазовых ресурсов.
«Для нас такие проекты являются менее важными, чем для стран ЕС, США или Японии, которым надо избавляться от нефтегазовой зависимости», — считает эксперт.
В общем, все как в старом анекдоте: «Что только не придумают эти русские, лишь бы дороги не строить…" В данном случае, кажется, легче надалить производство моторного топлива из алтайских лесов, чем просто доставлять на Алтай российский бензин и солярку из российской нефти.
Андрей Юрич