Чаша весов в одном из главных предметов спора российских автомобилистов — имеет ли значение сторона расположения рулевой колонки и правильно ли совмещение обоих вариантов, — похоже, неуклонно кренится только в одну сторону. Причем, именно в тех регионах, где ещё совсем недавно предпочтение было очевидным и однозначным. Противников подержанных, в основном японских иномарок, в западной части России всегда было несравнимо больше, чем в восточной.
Презрительные нотки к «косоруким» со стороны западников, однако, не учитывали экономической привлекательности при покупке таких автомобилей для жителей, в основном, Красноярского края, Иркутской области и, естественно, Дальнего Востока.
Однако, позиции правого руля в Красноярском крае, еще недавно казавшиеся незыблемыми, а, также, поражающее иных жителей европейской части страны, разнообразие японского автопарка, похоже, постепенно уходят в прошлое.
Последняя тенденция всё более очевидна — местные жители начали отдавать предпочтение леворуким машинам.
Как показывают цифры, число автомобилей старше 10 лет в том же Красноярске неуклонно растет. Из 705-ти с половиной тысяч машин более 60% праворукие и приблизительно с десятилетним и выше сроком эксплуатации. В такой ситуации, когда железного коня явно пора менять, многие предпочитают продукцию отечественного автопрома. При этом, если в 2008-м сделанную соотечественниками легковушку можно было приобрести в крае в среднем за 208 тыс. рублей, то в середине прошлого года эта цена выросла более чем на 50 тысяч.
Данный процесс может естественным образом положить конец бесконечно возобновляющимся разговорам о запрете правого руля «сверху». В этом просто не будет необходимости.
По данным агентства «Автостат», на первые числа февраля в рейтинге российских городов с самыми эффективными автодилерскими сетями оказался и Красноярск, причем единственным среди всех представителей Сибирского федерального округа. Специалисты составили рейтинг, ориентируясь на число автосалонов и объемы продаж за 2011 год. В городе 43 салона, в сумме реализовавших почти 21000 машин за год.
Самой крупной российской дилерской сетью, естественно является «Автоваз». Среди иностранцев лидирует Chevrolet.
Смену предпочтений видимо следует искать не столько в повышении общего уровня благосостояния, ведь на старых, «неубиваемых японцах» продолжат ездить очень многие, опять же по финансовым причинам. Но то, что гибкость, в первую очередь, иностранных дилеров, вкупе с привлекательной системой кредитования создает предпосылки к неумолимой победе одной из точек зрения, ранее в здешних краях массово непопулярной — очевидно.
Максим Кусто