Двадцать с небольшим лет пролетело с момента наступления XVII-го века, когда в нехоженых, диких сибирских местах, вдоль русел Ангары и Лены появился отряд из сорока казаков под началом землепроходца Пантелея Пянды. В 1643-м Курбат Иванов «испил хрустальных вод Байкала», а спустя 14 лет боярский сын Яков Похабов доносил в Енисейск о том, что ставит он «государев новый острог напротив Иркута».
Так был основан Иркутск — главный опорный пункт русских людей на уникальном пресноводном озере планеты. В 1686-м он был возведен в ранг города, ныне признанный как столица Восточной Сибири (ну или для иных несогласных — столица Приангарья).
На протяжении более чем 300-х лет Старинный Иркутск застраивался преимущественно деревянными домами.
Каменные строения возводились редко. Зато, искусство резчиков по дереву, украшавших «кружевные дома», ставшие знаменитыми, было самобытно и ценилось высоко. К несчастью, средоточие таких, лепившихся друг к другу построек: постоялых дворов с запасами фуража, казенных учреждений, гостиных дворов и т. д. оказалось прекрасной мишенью для огня пожара. В 1879-м центральная часть города выгорела почти полностью. Уцелел лишь 130-й квартал или «Иркутская Слобода».
По последним данным, в частности, от пресс-службы Иркутской области, начатая в 2008-м к 350-летию со дня основания города реконструкция Слободы будет продолжена, и завершиться к осени нынешнего года. Местная администрация, осознавая важность, уникальность и историческую ценность деревянного города, еще в конце 2011-го заявила о восстановлении еще нескольких подобных кварталов. «Ограничиться только реставрацией 130-го — некорректно по отношению к иркутянам», подчеркнул губернатор Дмитрий Мезенцев.
До принятия исторического решения этот район был не особо любим горожанами.
Покосившиеся деревянные избы, вросшие в землю, почерневшие, окруженные вековыми огородами мало были похожи на то, чем можно гордиться, в отличие от столетних произведений зодчих Европы. Теперь всё не так.
Отреставрированные произведения сибирских архитекторов, аккуратно, как на выставке располагаются в окружении тротуарной плитки среди пешеходных зон, скверов и современных зданий. По сути, здесь создается музей под открытым небом, огромная зона отдыха в декорациях XVIII–XIX веков с живой, действующей инфраструктурой.
Важной частью проекта является инициатива о поддержке в вопросах оформления земли для людей, изъявивших желание жить в старинных домах и принимать участие в их реконструкции. Воссоздавая памятники материальной истории, человек как бы невольно становится её частью. И главным остается общий взгляд на то, что могло показаться никому не нужной, забытой стариной, а обрело свой подлинный статус культурного наследия региона. Пусть и в адаптированном под сегодняшний день варианте.
Максим Кусто