Главы Сибирского федерального округа и протестное движение
25 Янв 2012, 17:55В декабре по Сибири, как и по всей стране, прошли акции протеста. Организаторами их на местах выступали, чаще всего, представители несистемной оппозиции. Сибирь не порадовала оппозицию особой массовостью и зрелищностью мероприятий: не способстовали тому ни погода ни провинциальный статус сибирских «столиц». Возможно, поэтому большинство руководителей сибирских регионов никак не высказались о протестных акциях на подведомственной им территории.
Однако сам факт проведения митингов протеста и их массовость могут служить неплохим показателем уровня работы региональных властей с общественным мнением. Поэтому в очередном тематическом рейтинге сибирских губернаторов персоналии расположены в зависимости от количества протестовавших граждан в их регионах.

1. Лев Кузнецов
«Организация митинга была на хорошем уровне — большой экран, нормальный звук, ведущий, все желающие выступали по очереди, всех представляли по имени, бесплатный горячий чай, туалеты», — пишут о красноярском митинге протеста 24 декабря. Видимо, такой серьезный подход и позволил организаторам собрать более трех тысяч человек.
Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов также подошел к делу серьезно и принял личное участие в декабрьском митинге. Правда, это был митинг единороссов, который прошел 15 декабря во дворце спорта имени Ивана Ярыгина. Назывался этот единоросско-губернаторский митинг скромно: «Слава России!» На митинге Кузнецов сыграл в стиле «нашим и вашим»: назвал декабрьских протестующих психически неудовлетворенными людьми и… призвал менять вертикаль власти. Кроме того, он заявил, что доволен итогами 2011 года, и что жители края, очевидно, довольны ими не меньше его.

3. Виктор Кресс
Митинг оппозиции 24 декабря прошлого года собрал в Томске, по оценкам СМИ, около полутора тысяч человек. Наряду с антиправительственными лозунгами демонстранты несли плакаты с требованиями отставки губернатора Виктора Кресса.
Сам губернатор о митинге с подобными призывами не проронил ни слова. Однако за несколько дней до назначенного дня протеста выступил с интересной инициативой: создать в регионе «парламентский центр для людей разных политических взглядов». «Я думаю, что создание центра тактически может быть связано с возможностью дать оппозиционным партиям выпустить пар. Возможно, часть проблемы губернатор решит», — комментирует идею Кресса эксперт Клуба регионов Алексей Щербинин.
Впрочем, томские оппозиционеры то ли проигнорировали предложение губернатора, то ли решили просто не дожидаться его осуществления и протестовали по-старинке, превратив в «парламентский центр» — центр Томска.

3. Василий Юрченко
По оценкам полиции, митинг 10 декабря в Новосибирске собрал более двух тысяч человек. А 24 декабря — всего 700.
Интересно, что столица Сибири стала единственным городом, где на митинге, среди прочих, отчетливо звучала тема «сибирячества» — поднимались бело-зеленые флаги и лозунги «освободить Сибирь». Впрочем, однозначно доминировали на протестующей местности, все же, флаги ЛДПР, КПРФ и так называемый «имперский» — черно-желто-белый.
Губернатор Юрченко очень интересно отреагировал на предстоящие акции протеста. Справедливо рассудив, что носителем основного протестного потенциала являются у нас люди старшего возраста, он отменил свое собственное решение об ограничении льготного проезда в общественном транспорте для пенсионеров. Возможно, этот жест отчасти и привел к тому, что на второй протестный митинг собралось гораздо меньше народу.
О сути происходящего в конце декабря прошлого года Василий Юрченко публично не высказывался.

4. Александр Карлин
24 декабря на несанкционированный митинг протеста в Барнауле вышли около 400 человек. На первом, 10 декабря, людей было почти в два раза больше. Интересно, что барнаульские протестующие были единственными в Сибири, а может быть и в России, кто размещал плакаты и лозунги на непосредственно подъезжавших к месту проведения митинга автомобилях. Кроме того, один из участников митинга явился на акцию в полном облачении Дарта Вейдера. Его фотографии на фоне протестных плакатов и помятника Ленину широко разошлись по Интернету. Правда, каких требований придерживался легендарный ситх — журналистам выяснить не удалось.
Честно говоря, непонятно, как губернатор Карлин сумел удержаться от того, чтобы хоть как-то прокомментировать такие события на главной площади краевой столицы.

5. Аман Тулеев
Декабрьские митинги в Кемерове и Новокузнецке собрали по две-три сотни человек и прошли без эксцессов. Их особенностью было то, что местные отделения думских и прочих официально зарегистрированных партий, фактически, проигнорировали эти протесты, прислав на митинг лишь по одному наблюдателю без всяких опознавательных знаков. Единственный партийный флаг, поднимавшийся на митинге в Кемерове, принадлежал местному «Яблоку».
Областные власти и лично губернатор Тулеев также не удостоили протестующих вниманием.

6. Леонид Полежаев
В Омске декабрьские митинги протеста привлекли так мало внимания, что 24 декабря городские власти разрешили провести сразу три митинга на одной центральной площади города, причем одновременно: молодогвардейский, коммунистический и внесистемной оппозиции. Оказалось, мэрия хорошо представляет себе настроения народных масс: даже в момент одновременного проведения трех митингов площадь оставалась, практически, пустой. Общее количество участников всех трех мероприятий исчислялось, примерно, полутора сотнями человек.
О реакции губернатора Полежаева на это любопытное, но малочисленное, событие ничего не известно.

7. Дмитрий Мезенцев
Немногочисленные, в полторы-две сотни человек, протестные митинги прошли в декабре в Иркутске. Основу их составили краснознаменные коммунисты, которые почему-то выбрали своим лозунгом дня испанское «No pasaran». Стоит отметить, что среди сибирских сетевых СМИ и блогеров иркутским митингам было уделено наименьшее внимание — буквально единичные упоминания и ссылки.
Губернатор Дмитрий Мезенцев, очевидно уже тогда знавший о своих президентских амбициях, решил, подобно своему новосибирскому коллеге, сделать «ход конем». В день всероссийского митинга протеста против фальсификации выборов, 24 декабря, он объявил, что с Нового года иркутяне будут платить за электроэнергию по самому низкому в России тарифу. В какой мере это повлияло на малочисленность поствыборного протеста в Иркутске — точно не известно. Тем более, что сами митинги Мезенцев никак не комментировал.

8. Равиль Гениатулин
Поствыборные протесты в Чите были, пожалуй, одними из самых малочисленных в Сибири. По оценкам блогеров, посетивших читинские митинги, собрать удалось человек 40. Сами блогеры обвиняют руководство области: дескать из-за губернатора Гениатулина узнать о предстоящих в Чите митингах протеста было невозможно даже в Интернете. При этом, однако, не уточняется, каким именно чудесным способом Равиль Фаритович умудрился перекрыть политически озабоченным читинцам Интернет.
Равиль Гениатулин объясняет малочисленность читинских протестантов гораздо более прозаическими причинами. На одной из последних пресс-конференций он назвал декабрьские протестные акции митингами «сытых людей» и сравнил с митингами в 90-х годах, на которые приходили «голодные и нищие».

9. Виктор Зимин
Протесты в Абакане проходили вечером, при свете уличных фонарей. Что необычно: во всех других регионах они назначались на светлое время суток. Возможно, из-за темноты и людей пришло немного — всего около 100 человек, в основном пожилого возраста, с плакатами, но без флагов.
Хакасские власти от любых комментариев события воздержались.

10. Вячеслав Наговицын
Улан-Удэ «порадовало» митингующих снегопадом и метелью. Пришлось бурятским протестантом собираться без флагов и плакатов — сдувает — и отворачиваться от летящего в лицо снега. Получилось очень малочисленно, скомканно и незрелищно. Глава Бурятии, конечно, комментировать такое незначительное событие не стал.

11. Шолбан Кара-оол
Если верить поисковым системам, последний митинг протеста в Кызыле состоялся в 2005 году… Никаких упоминаний в СМИ или блогах о протестной активности тувинцев в минувшем декабре обнаружить не удалось.

12. Александр Бердников
В гуляющем по блогам и электронным СМИ списке декабрьских акций протеста единственный город, начинающийся на «Г» — Гамбург. Горно-Алтайска нет.