На свете есть немало опасных профессий, которые не щадят людского здоровья. Например, никто не удивляется, что военные и полицейские выходят на пенсию раньше прочих — это компенсация от общества за условия их труда. То же самое — цирковые артисты (которые, впрочем, и после выхода на песнию после 20 лет стажа чаще всего продолжают трудиться на арене), работники вредных химических производств, сотрудники пенитенциарной системы или медики, работающие с опасными инфекционными заболеваниями.

Сибирь с нового года добавила к этому списку еще одну графу. И речь вовсе не о шахтерах или оленеводах крайнего севера, которые действительно, как правило, долго не живут. Всего после 15 лет трудового стажа выходить на пенсию теперь смогут хоомейжи — певцы народного тувинского горлового пения.

По инициативе тувинских властей, в Единый квалификационный справочник приказом Министерства здравоохранения и социального развития России дополнительно включена должность «артист горлового пения (хоомейжи)». Таким образом, горловики, ранее считавшиеся артистами-вокалистами, получили новый статус, выделяющий их из общей массы работников культуры, — сообщают информационные ресурсы юга Сибири.

Инициативу тувинцев подхватили в Горном Алтае.

В республике уже собран пакет документов для уравнивания с тувинскими певцами их алтайских коллег-горловиков — кайчы.

А вообще, длительный процесс «легализации» уникальной профессии был инициирован директором Международного научного центра «Хоомей», доктором искусствоведения Зоей Кыргыс, сообщает пресс-служба правительству Тувы. «Хоомей» приводит данные нескольких научных исследований об особенностях работы голосовых связок, дыхательного аппарата и резонаторной системы вокалистов. В частности, госпиталь Рузвельта в Нью-Йорке выдал заключение о том, что тувинская техника обертона, отличающаяся длительными задержками дыхания и интенсивной вибрацией органов дыхания, разрушающе воздействует на мозг, легкие, гортань, сердечно-сосудистую систему певца.

Если алтайцев тоже официально признают пострадавшими от суровой песенной традиции — ворота к пенсионной льготе откроются и для национальных певцов многих других народов России. Горловое пение издревле и по сей день, кроме тувинцев и алтайцев, практикуют башкиры, хакасы, якуты, казахи, киргизы, монголы, буряты, калмыки. К слову, большинство представителей песенных традиций этих народов пока не заявляли об особом вреде вокального наследия предков. Но, вряд ли кто-то из них согласится быть дискриминирован по профессиональному признаку в сравнении с коллегами из Тувы и республики Алтай.

Интересно также, как именно будет определяться принадлежность гражданина к данной льготной категории граждан.

Например, известная этномузыкальная группа «Буготак» из Новосибирска очень активно использует в своих выступлениях горловое пение различных стилей. Однако в ее составе нет национальных представителей этнических школ горлового пения.

Кстати, «похвастаться» негативными последствиями для здоровья могут и представители современных экстремальных направлений вокала — гроулинга, скримминга, гуттурала — весьма далеких от народных традиций. Будет ли со временем пенсионная льгота распространяться и на них?

Стоит также отметить, что кроме народов Азии горловое пение практикуют европейцы: ирландские народные певцы, тирольцы, саамы и ряд представителей народов Африки. От них пока не поступало требований к льготному пенсионному обеспечению и сообщений о вреде их музыкальной культуры для их здоровья.

Андрей Юрич