Депутат Госдумы от Красноярска Виктор Зубарев недавно озвучил интересную мысль: столицу надо перенести. Куда? Вы угадали – в Красноярск. Москве Зубарев отдаёт приоритет как деловой столице, Питеру – культурной, а в Красноярске поселится администрация страны – президент, правительство и т.д.

Почему Красноярск? Потому что, во-первых, он ближе всех к географическому центру страны (официально центровая точка находится где-то в Эвенкии, около посёлка Тура).

Во-вторых (далее цитата), «Духовность граждан лежит в основе русской души, которая на данный момент находится в Сибири. Когда сюда приезжают люди из любого края России, они становятся сибиряками».

Это произнесено накануне очередного экономического форума, который состоится как раз в Красноярске 18 числа.

Слова Зубарева широко растиражированы прессой и, как мне кажется, бальзамом на душу легли деятелям общественного движения за автономию Сибири.

Если помните, эти люди прошлым годом громко выступили за обозначение национальности «сибиряк» в переписном листе в соответствующей графе. Это имело успех и, начав практически с ничего, с призыва в рунете, «сибирячество» обрело размах и даже оформление в реальное движение, причём его ответвления появились в Томске, том же Красноярске и в Иркутске.

Конечно, идеи, высказываемые деятелями «сибирячества» отнюдь не новы. Можно сказать, что они живут в Сибири не первый год и даже не первое столетие. Впервые их внятно сформулировали так называемые сибирские «областники», самые яркие из них – Григорий Потанин и Николай Ядринцев.

За что были репрессированы царским правительством. Поначалу сидели в Петропавловской крепости – за приписанную им попытку государственной измены, выразившуюся в отделении Сибири от России. Заключение вскоре стало ссылкой. Сосланы были «областники», представьте себе, из суровой Сибири в климатически более благоприятные Вологодскую и Архангельскую губернии.

Потом их помиловали. Николай Ядринцев в 1882 году, к 300-летию присоединения Сибири к России, издал труд «Сибирь как колония» – историческую библию «сибирячества».

В заголовке книги нет запятой – Ядринцев не сравнивал Сибирь с колонией, он не сомневался, что она колония и есть. Признаков тому масса. Начиная с положения коренного населения, продолжая сырьевой приданностью Сибири к Москве (началось с поставок пушнины, дававшей треть валютных поступлений в казну, продолжилось золотом и металлами), каторжанским статусом (население Сибири до правления Николая Второго в основном пополнялось ссыльными, само прозвище этнических русских, населявших Сибирь, – «чалдон», от монгольского слова, обозначающего беглого каторжника).

Сигналы, поданные «областниками», были услышаны, проблемы Сибири были осознаны и с конца 19 века началось активное и цивилизованное её освоение и заселение. Главный правительственный акт в данном случае был абсолютно конкретен, это строительство Транссибирской железнодорожной магистрали – проект, которому по сей день не нашлось равного в мире. Вдоль неё развились многочисленные городские и сельские поселения.

Казна помогала в обустройстве переселенческих семей, давала ссуды и осуществляла обустройство инфраструктуры: строились дороги, мосты – от Транссиба вглубь территории.

После Октябрьской революции, в период социалистической индустриализации, в послевоенное время темпы освоения Сибири нарастали – сюда были переведены или заново воссозданы промышленные, в первую очередь оборонные производства, развивалась гидроэнергетика, нефте- и газодобыча.

То, чем сегодня питается страна.

В первую очередь её центр – Москва, перепродающая добытое в Сибири сырьё. Отчего формально Москва даёт четверть ВВП страны.

Почему возродились идеи «областничества» и «сибирячества»?

Общая черта «сибирячества» – протест против колониального статуса. Мол, мы богаты, как нефтяной Кувейт, а живём беднее эскимосов. Богатейшая Сибирь, как и столетие с лишним тому назад, кормит Московию, наполняет её валютный, золотой и алмазный запас, взамен получая бедность и испохабленную природу.

Дальше повторю слова тюменского писателя Анатолия Омельчука: «Что тому причиной? В чём глобальная ошибка? Ведь нищая Сибирь – это не просто стыд одной России, это стыд всего человечества» .

Это главное. Далее производное. Детали.

Общее для «сибирячества» – подчёркнутый интернационализм, ибо Сибирь интернациональна. Например, неформальный гимн Сибири «Я – сибиряк» сочинил Георгий «Саян» Андрианов – лидер рок-группы «Бугатак».

Она исполняет этническую музыку либо стилизуется свои композиции под напевы коренных жителей Сибири (включая «чалдонов» – этнически русских или метисов, получившихся от смешанных браков с аборигенами). Название той группы характерное: «Буготак» («пуга» – бык, «таг» – гора), то есть «Бык-гора», одинокая сопка в степи, видная с большого расстояния.

Так что национальность «сибиряк» известная натяжка. Но вроде как считается, что есть нация – «американец», а сами США состоят из этнически разношёрстной массы. Значит, можно и так.

Можно и далее перечислять и подхихикивать над «сибиряками». И всё-таки…

Движение «сибирячества», к сожалению, пока замкнуто в среде интеллектуалов, интернетчиков, богемы. Там много прожектёров, абсолютно кабинетных людей, «ботаников» на современном молодёжном жаргоне.

Например, несколько филологов на основе чалдонских говоров Енисейской губернии создали «сибирский язык», написали на нём Декларацию сибирского народа и перевели (!) её на русский и английский языки.

Просто забавны экономические теории, ими иногда щеголяют красноярские блогеры, теоритезирующие на темы развития речных сообщений (летом) или аэросанных (зимой) или рассуждающие о вредности больших ГЭС и полезности малых гидроустановок. Экзотичны проекты отделения Сибири от «Московии» и разговоры о будущем государственном устройстве, а также административном делении «Соединённых Штатов Сибири».

И о столице, конечно,

«Сибиряки» никуда и ниоткуда не намерены её переносить. Просто выстроить новую. Как казахи Астану. Или бразильцы город Бразилиа.

Ну, а Виктор Зубарев за перенос.

Не знаю, насколько это правильно и насколько это бред. Осознание того, что «не всё ладно в королевстве» присутствует сегодня в любых слоях общества. Сибирское – не исключение. Однако, на ум приходит старый анекдот о реформах в борделе: надо не койки переставлять, а девочек обновлять.

«Сибирячество», а вместе с ним «казачество», «ингерманладство» и даже «залесство» (это коренные москвичи о себе говорят – «мы – залессцы») суть сигналы наверх, во властные структуры о неблагополучии.

Видно, что сигналы доходят. Вот уже депутат Госдумы, член правящей партии «Единая Россия» Виктор Зубарев отреагировал…

Семён Кайгородов