Кемеровская и Новосибирская области могут гордиться своими дорогами. Не только в плане заметно улучшающегося качества дорожного покрытия, но и одним из самых низких показателей смертности и травматизма. В рейтинге, составленном Межрегиональным общественным центром «За безопасность российских дорог», соседние области расположились друг за другом (Новосибирская — на 5-й, позиции, Кемеровская — на 6-й).
При составлении рейтинга безопасности тридцати наиболее густонаселенных районов России, впервые были применены новые правила. Если раньше главным критерием было количество аварий, произошедших из-за плохого состояния полотна, то сейчас (с января 2011 г.) дополнительно учитываются смертность и травматизм в ДТП, объем автопарка региона. Также учитываются суммарная длина дорог и общее количество населения.
За последние девять месяцев в Новосибирской области произошло 1998 ДТП (292 погибших), в Кемеровской, соответственно, 2427 (344). И это считается одними из самых низких показателей! Сухие статистические данные, конечно, могут радовать глаз, использоваться как подтверждение успешной работы и т. д.
Вот только в данном случае за каждой из этих цифр — человеческие жизни и радость от того, что в наших краях людей погибло чуть меньше, чем, скажем, в Республике Башкортостан, представляется весьма сомнительной.
Но, если уж мы затронули эту тему, мне кажется, что при подсчетах не использовался еще один, существенный критерий — сложность междугородних трасс. Возьмем две наиболее оживленные магистрали, соединяющие столицы упомянутых областей. Ясно, что скоростными хайвэями их назвать нельзя. Учитывая загруженность, большое количество фур и спецтехники, целые куски трассы зачастую превращаются в огромную пробку со средней скоростью движения 30 км/ч.
Недавний случай с перевернувшимся КамАЗом вообще парализовал движение на несколько часов, что заставило водителей искать пути спасения лесными дорожками, сажая машины на пеньки и увязая в осенней грязи.
Естественно, в такой ситуации риск ДТП существенно снижается, если не учитывать фактор, когда не выдерживают нервы и кто-нибудь не начинает движение по встречной полосе.
В этой связи характерна не топовая позиция Красноярского Края в данном рейтинге (26-е место). Общеизвестно, что качество дорог у восточных соседей, мягко говоря, не хуже, в чём неоднократно приходилось убеждаться на личном примере. Однако ландшафт при движении в восточном направлении существенно меняется и дороги здесь полны сюрпризов, крутых поворотов, горных «змеек» и, конечно же, предательских подъемов. Всё это требует от водителя несравненно большего уровня концентрации, чем при «черепашьем» передвижении на отлично просматриваемой местности.
По большому счету, этот уровень и есть самый главный фактор безопасности. Ведь трагедии случаются и на идеальных дорогах.
Максим Кусто