В Горном Алтае бьют тревогу. После падения корабля «Прогресс» в Чойском районе Республики Алтай начали погибать дикие животные. Сотрудники Горно-алтайского университета считают, что массовый мор таежных зверей и рыб связан с вредными выбросами в окружающую среду из-за крушения космического аппарата. Местные жители рассказывают, что все чаще находят в тайге погибших соболей, бурундуков и других животных, которые занесены в Красную Книгу.
«Лесники заверили, что ранее подобного здесь не было: „Мы находим в тайге лысые тушки, вся шерсть повылезала. Их на экспертизу забрали. В последнее время особенно много таких случаев“. Экспертиза подтверждает, что гибель животных напрямую связана с техногенной катастрофой», — сообщает сайт «Лига Новости». Ему вторят многие другие.
Что приходит в голову, когда читаешь подобные строки. Наше вечное, в духе «ну, вот, последний уголок нетронутой родной природы засра…» Только потом вдруг вспоминаешь: постойте-ка, а это не тот ли самый Горный Алтай, куда высокопоставленные чиновники летают на вертолетах охотиться на краснокнижных зверюшек? И продолжается это годами? И даже когда все со скандалом и жертвами всплывает — не находят ни одного виноватого???
Получается, когда там архаров с вертушек отстреливают — никакие университеты тревоги не бьют, общественность не возмущается, а лесники вообще молчат в тряпочку и тушек архаровских не находят. (Хотя, кто еще, кроме лесников, мог наводить высокопоставленных браконьеров на краснокнижные стада?)
И после таких мыслей хочется глубже вчитаться, сильнее вдуматься в тревожные строки о гибели алтайской природы. Вчитываемся:
«Об этом заявил руководитель лаборатории Горно-алтайского университета Анастасия Тодожокова: «То, что численность животных резко начала сокращаться — установленный факт. В районах падения обломков корабля вся растительность отравлена выбросами от падения „челнока“. Ею питаются такие редкие животные, как маралы и кабарга, случаи гибели вполне обоснованы в таком случае!»
Вы ощутили эту волну суггестии? Хорошо пошла! «Установленный факт» — руководитель лаборатории стесняется уточнить, когда и кем установлен факт, каких именно животных и, главное, КОГДА началось сокращение численности? Неужели только после падения «Прогресса»? А до того все местные звери как алтайский сыр в алтайском масле катались, множились и процветали? Ой, ли?
«…выбросами от падения челнока» — это вообще песня. Даже не будем докапываться до того, что руководитель научной лаборатории мог бы и уточнить, что там за выбросы произошли от того падения и почему они никуда не деваются с ходом времени. Но «челнок»! Ученый называет многоступенчатую реактивную ракету — «челноком». Верить ли всему, что будет сказано дальше?
«Член оргкомитета экологической группы Мария Ельденова заявила, что после падения „Прогресса“ исчезло пять видов рыб». Вот они сидели там по берегам рек всем оргкомитетом и следили, и видели: вот она, рыба, вот! И вдруг: «Прогресс» упал — и рыба исчезла.
Наконец, переходят к главному: «Местные жители, тубалары терпят огромные убытки, они лишились единственного источника дохода — возможности собирать орехи, ягоды, грибы, коренья, все боятся онкологии» (как будто «онкология» — это что-то вроде гриппа… Вот, спирт технический они пить не боятся, а грибы собирать — уууу, как страшно!)
«При этом официальные ведомства публикуют отчеты о нормальной экологической ситуации в регионе», — а правду от народа скрывают…
«Экологи говорят: «Мы не верим заключениям, которые делают Роскосмос, Роспотребнадзор и МЧС. Они рапортуют, что загрязнения среды нет, как и больных людей. Но люди болеют, звери бегут, растения чахнут. Невооруженным взглядом видно, что ситуация катастрофическая»
Невооруженным-то видно… А если, все же, вооружиться? Ну, это ведь не честно, когда у официальных ведомств — подробные отчеты, а у экологов — невооруженный взгляд.
У нас по всем окраинам страны, вроде Горного Алтая, ситуация катастрофическая. Звери бегут, растения чахнут, люди болеют. Только там везде «Прогресс» не падал. Там есть гораздо более серьезные и тотальные беды! Бесстыдное браконьерство, когда животных кладут из автоматов и с вертолетов, невзирая ни на какую Красную книгу. Повальное пьянство и сельская безработица — «сладкая» российская парочка, от которой молодежь бежит на «большую землю» и в большие города. И насквозь коррумпированные руководители, которые рады свои «косяки» списать под любую, вовремя подвернувшуюся аварию или стихийное бедствие.
А, ну, и конечно, денег поклянчить из государственного бюджета. «Прогресс», мол, упал — дык, подайте нам на спасение от грибной онкологии и чудесное восстановление облысевших бурундуков и погибших рыб…
Андрей Юрич