Лента Региональных Новостей проводит комплексный анализ эффективности деятельности глав Сибирского федерального округа.

Российских туристов уже давно с первого взгляда узнают во всех туристических местах планеты. Это особенность всех курортных зон — там местные жители с первого взгляда отличат европейца от американца, а японца от монгола. Да, и на сибиряков во всяких тайландах и турциях у аборигенов уже глаз наметан. В личном общении многие из них говорят, что не прочь хотя бы одним глазком взглянуть на эту самую загадочную Сибирь, да что-то никак не могут найти туроператора, который им помог бы отправиться в страну снегов и медведей. И не мудрено. Туризм, особенно международный, для Сибири — новая сфера. И далеко не в каждом сибирском регионе имеются твердые представления о том, как и чем приманить к себе гостей из теплых стран. Но кое-где уже придумали.

Рейтинг составлен на основе мониторинга лент ведущих информационных агентств с использованием оценочных суждений журналистов, политологов и экспертов в области общественных отношений.

 

1. Аман Тулеев

Когда на заре своего губернаторства Аман Тулеев начал рассказывать о намерении развивать в Кемеровской области туризм, — многие пожимали плечами. Кузбасс у всей страны прочно ассоциировался с углем, а вовсе не отдыхом. «Лучшие сноубордисты России будут готовиться к Олимпиаде-2014 в Кузбассе. К их приему уже готовится горно-лыжный комплекс, расположенный на горе Туманной», — пишут в интернете. 50 миллионов рублей выделено из государственного бюджета только на развитие в Кемеровской области одного этого комплекса. А он тут далеко не единственный. В результате «между регионами юга Западной Сибири усиливается конкуренция в сфере туризма, заявил на пресс-конференции в Горно-Алтайске министр туризма и предпринимательства Республики Алтай Евгений Ларин. Как сообщает Regnum, министр отметил, что в последние годы активизировали усилия по привлечению туристов не только традиционные игроки на рынке въездного туризма Сибири — Республика Алтай и Алтайский край — но также и Кемеровская область». Очевидно: если конкуренты забеспокоились — это уже признание.

Отдельной строкой, а точнее — многими тысячами строк — в интернете идут сообщения о кузбасском йети. Легенда о снежном человеке продвигается кузбасским руководством как своеобразная визитная карточка как зимнего горно-лыжного отдыха в Горной Шории, так и летнего экологического, конного и водного туризма по всему региону. «Тулеев» — самая часто упоминаемая фамилия в контексте «кузбасского йети». Видимо, так губернатор пытается поделиться своей популярностью с недавно придуманным туристическим символом Кемеровской области.

 

2. Александр Карлин

«Алтайский край намерен привлечь дополнительно более 250 тыс. туристов в год за счет строительства двух туристических кластеров — „Золотых ворот“ и „Белокурихи-2“, сообщает пресс-служба краевой администрации» — пишет Интерфакс. Туристические кластеры в Сибири — это хорошо. Это как на Кавказе, только без террористов и межнациональной напряженности.

По данным той самой краевой пресс-службы, министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко и губернатор Алтайского края Александр Карлин буквально на днях в Москве подписали два соглашения о реализации двух алтайских проектов, которые включены в федеральную программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ».

В связи с этим, уже в Барнауле, Александр Карлин напомнил местным журналистам, что туризм является одной из ключевых отраслей экономики региона, которую власти намерены развивать и впредь. Молодец губернатор Карлин.

 

3. Леонид Полежаев

22 сентября, в Омскую область с торгово-экономической миссией прибыли представители официальных и деловых кругов Мексики. Для Чрезвычайного и Полномочного посла Мексики в РФ Альфредо Переса Браво это уже третий визит в Омскую область за последние два года. «Мы можем попытаться взаимодействовать в сфере туризма, так как я вижу большой потенциал для развития туристической отрасли в Омской области, а Мексика имеет большой опыт в этой сфере», — заявил сеньор Браво. Пока мексиканские туристы в Омскую область не зачастили, но Леонид Полежаев явно имеет на них виды, и, судя по интересу заокеанской стороны — не без основания.

Интересно, что за месяц до этого для обсуждения, в том числе, туристических перспектив в Омск приезжала делегация из Чехии.

Если рассуждать отвлеченно, то все верно: Мексика и Европа для сибиряков — экзотика, значит и Сибирь для европейцев и американцев — экзотика еще та. И почему бы не наладить взаимовыгодный обмен любопытствующими до чужого житья-бытья гражданами? Однако если копнуть в новостные ленты чуть глубже, выяснится, что еще в начале года такие же переговоры, тоже по поводу туризма, велись правительством Омской области с Кыргызстаном. Представляете себе кыргызских туристов в Сибири? Надо вообще кыргызам в Сибирь? С другой стороны — сибиряки ведь, нет-нет, да и ездят на их Иссык-Куль. В общем, пока можно констатировать, что Полежаев о развитии туризма думает активно и амбициозно, но еще ничего не придумал.

 

4. Василий Юрченко

«Василий Юрченко пригласил министра туризма Малайзии посетить Новосибирскую область зимой», — пишут в сети. Наверное, разыграть хочет. Открывается дверь самолета, а там — снег, медведи, Василий Юрченко. «Ой, что это?!!» — ахает министр. «Новосибирск!» — говорят министру…

Ну, а если серьезно, то главное, чтобы во время этого визита мороз под -40 не ударил. А то все экзотические для малайцев ощущения могут показаться излишне травмирующими. «Министр туризма Малайзии госпожа Нг Йен в ходе встречи с главой Новосибирской области Василием Юрченко отдельно обсуждала вопрос организации зимнего туризма и отдыха на территории региона для ее соотечественников. Об этом сообщает пресс-служба областного правительства. По словам Нг Йен, в настоящее время, для того чтобы увидеть снежную зиму малазийцы отправляются в Канаду, Европу и Северо-Восточный Китай».

Перед губернатором Юрченко стоит простая задача: сделать для жителей курортных тропиков родную Новосибирскую область привлекательнее этих ваших европ, америк и прочих китаев. Как он это сделает? Губернатор пока не сказал. Точно, сюрприз малайцам готовит.

 

5. Дмитрий Мезенцев

У Дмитрия Мезенцева, в его Иркутской области, находится озеро Байкал. Одного этого уже достаточно, чтобы вопрос туризма для иркутян был вечно актуален. «Дмитрий Мезенцев обсудил с китайскими чиновниками и бизнесменами перспективы сотрудничества в сфере туризма», — писали интернет-СМИ 12 сенбря. Ну, вот, скажет читатель, губернатор уделяет должное внимание перспективному для региона вопросу. Однако, давайте вчитаемся, о чем же шла речь — о массовом завозе китайских туристов? Увы, нет. «Наибольший интерес китайской стороны вызвали проект строительства пятизвездочных гостиниц в Приангарье и проект по развитию туристической инфраструктуры и созданию культурных объектов». То есть, китайцы нужны, чтобы строить гостиницы и развивать инфраструктуру, которой, очевидно, до сих пор толком нет! Спрашивается, где же руководство Иркутской области, и в частности Дмитрий Мезенцев, были раньше? Байкал там уже, как минимум, 30 миллионов лет, а только сейчас китайским застройщикам показывают проекты будущих гостиниц? Наверное, из природных преимуществ нужно уметь извлекать выгоду быстрее и в гораздо больших объемах.

 

6. Равиль Гениатулин

В Забайкальском крае Байкала нет. Поэтому, развивая туризм, губернатору приходится выкручиваться без всемирно известных природных достопримечательностей. Вот, например, «15 сентября в рамках VIII Международной выставки-ярмарки „Приграничное сотрудничество — 2011“ состоялась презентация дней Харбинской Международной торгово-экономической ярмарки в Забайкальском крае. Как сообщает пресс-служба Правительства Забайкальского края, идея проведения презентации возникла в ходе переговоров губернатора Забайкальского края Равиля Гениатулина с губернатором провинции Хэйлунцзян Ван Сянькуем во время работы Забайкальской делегации в Харбине». Торговый туризм — это, конечно, не то, что мы привыкли называть туризмом, но вполне перспективное направление для приграничных территорий двух государств. Жаль, что пока, в основном, наши торговые туристы ездят в Китай за товаром, а не наоборот.

 

7. Виктор Зимин и Шолбан Кара-оол

«Попытки перетягивать туристов, заманивая тем, что у кого-то лучше, интереснее, самобытнее, неконструктивны. Намного перспективнее, пользуясь нашим соседством выйти к потенциальному туристу с совместным турпродуктом, — сказал Виктор Зимин в июле этого года. — В нем найдется место и уникальным природным красотам Тувы, ее культуре, и формирующейся туристической инфраструктуре Хакасии».

«Тува и Хакасия договорились совместными усилиями развивать региональный туризм, сформировав единый комплекс туруслуг, сообщила вчера пресс-служба тувинского правительства со ссылкой на итоги консультаций глав республик Шолбана Кара-оола и Виктора Зимина. К этому тандему регионов вполне сможет присоединиться и Красноярский край» — говорится в новости, датированной 27 июля сего года. Как мы уже знаем, Красноярский край к хакасо-тувинской инициативе не присоединился. А жаль. На «большого брата» у двух маленьких и откровенно небогатых республик возлагались немалые надежды. Ведь, «в 2010 году Туву посетило 30 тыс. туристов. Задача — в разы увеличить этот показатель», — сообщают местные СМИ.

«Идеальным местом для вкатывания спортсменов по лыжным видам спорта назвал Вершину Теи известный специалист лыжного спорта из Красноярского Края, Заслуженный тренер России Александр Близневский», — пишет информационное агентство «Хакасия». У Близневского или корреспондента агентства некоторые проблемы с русским языком или же в Хакасии просто каждый знает, что такое «вкатывание спортсменов по лыжным видам»… Впрочем, не будем отвлекаться. Речь идет о презентации серьезного туристического проекта — планах организовать на хакасской вершине Теи горно-лыжный комплекс, отвечающий современным международным стандартам. «К стенду подходили лыжники со всей страны — от Республики Коми до Сахалина. И все они высказывали неверие в то, что идея строительства в Тее новых трасс и лыжного стадиона, соответствующего требованиям FIS, воплотится в жизнь. Но, в настоящее время все поняли, что власти Хакасии настроены более чем серьезно реализовать этот проект. И такой подход не может не радовать». Вот, сначала не верили, а потом уверовали. Заразили местные власти приезжих лыжников своим азартом, ага. Проект, между прочим, осуществляется полным ходом уже два года, и пока, кроме стенда, показывать спортсменам особо нечего. Впрочем, «Виталий Мутко подтвердил, что хакасский проект включен в федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 — 2015 годы».

 

8. Вячеслав Наговицын

В Бурятии есть Байкал. Это многое объясняет. «Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм) и Республика Бурятия подписали соглашение о взаимодействии в сфере туризма, говорится на официальном сайте Ростуризма» — сообщил 23 сентября Интерфакс. Документ подписали глава Ростуризма Александр Радьков и президент — председатель правительства Республики Бурятия Вячеслав Наговицын, отмечается в сообщении. В рамках соглашения Ростуризм будет оказывать содействие Республике Бурятия в «продвижении ее туристических возможностей на внутреннем и мировом туристских рынках, в разработке и реализации отраслевых целевых программ развития туризма, а также в продвижении инвестпроектов в сфере развития туризма». Что и говорить, Байкал в туристическом бизнесе — это половина успеха! Однако «Для привлечения туристов в Бурятию нужно решить, в первую очередь, транспортную проблему», — тут же критическими заголовками откликаются на высокую инициативу местные СМИ. Да, и сам господин Наговицын сетует, что Бурятия находится в центре самого большого на планете Земля континента, и поэтому ехать до ее уникальной достопримечательности — того самого Байкала — туристам приходится долго. А с транспортной инфраструктурой в Восточной Сибири дела на «отлично» и даже на «хорошо» никогда не обстояли.

 

9. Александр Бердников

Если Байкала нет, его можно сделать. Ну, хотя бы небольшой. Примерно так думают в республике Алтай. «На Алтае открыли искусственное озеро в урочище Еланда», — пишет интернет-пресса, — «В открытии приняли участие глава республики Алтай Александр Бердников и мэр Горно-Алтайска Виктор Облогин. „Ввод в эксплуатацию искусственного озера — это настоящий подарок для жителей столицы республики на день города“, — отметил Александр Бердников».

«Строительство искусственного водоема велось в рамках концепции развития города Горно-Алтайска и окрестностей, которую для городских властей разработала французская фирма Dianeige, имеющая большой опыт в развитии горных территорий, — сообщили в пресс-службе. — Стоимость объекта составила около 10 млн рублей». Предполагается, что летом в искусственно очищенной воде озера можно будет купаться, а зимой оно будет превращаться в огромный каток, где будут проводиться и спортивные соревнования.

«Представители французской компании Dianeige, специализирующиеся на обустройстве горных территорий, были приглашены главой региона Александром Бердниковым для разработки концепции развития туризма Горного Алтая. Предполагается использовать опыт Франции, в которой курортная система работает в круглогодичном режиме». Во, как!

 

10. Виктор Кресс

«3 августа председатель правления Россельхозбанка Дмитрий Патрушев подписал cоглашение о взаимодействии по реализации мероприятий госпрограммы развития сельского хозяйства на с главами Омской и Томской областей. В рамках заключённых соглашений Россельхозбанк планирует увеличить кредитные вложения в АПК регионов. Также банк намерен расширять кредитную поддержку различных форм деятельности в сельской местности, непосредственно не связанных с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции — в первую очередь, сельского туризма» — сообщают сибирские информационные ресурсы. Что такое сельский туризм и как на этом поприще намерена отличиться Томская область — Интернет, к сожалению, умалчивает. А предыдущие упоминания Виктора Мельхиоровича в новостях по теме «туризм» относятся к 2010 году. Не любит губернатор Кресс туризм, не любит…

 

11. Лев Кузнецов

Красноярский край — огромная, богатая достопримечательностями интереснейшая территория. Тем удивительнее, что поисковые системы за последний год не зафиксировали никаких значимых высказываний губернатора Кузнецова о развитии туризма в Красноярском крае.