Бурятский республиканский центр народного творчества в преддверии Международного фольклорного певческого фестиваля «Дыхание земли», который пройдет в Улан- Удэ 18-20 ноября, объявил набор в Школу горлового пения для всех желающих.

Жителям Бурятии с сегодняшнего дня достаточно позвонить по телефону, чтобы быстро освоить мастерство древних улигершинов-сказителей, исполнявшим некогда эпосы народов Азии с помощью горлового пения самому Чингисхану.

Во времена Великой Степи пришлось бы не один день скакать на лошади от Байкала до сопок Маньчжурии, чтобы найти себе учителя, готового поделиться секретами вокала этого центрально-азиатского бельканто, теперь же все гораздо проще.

Как сообщили в министерстве культуры республики, открытие школы вызвано тем, что «сейчас вырос интерес к горловому пению, которое является уникальным видом искусства, поражающим воображение современного человека своим мистическим звучанием».

Такое же звучание приписывают и морин-хуру — струнному смычковому инструменту монгольского происхождения. Головка грифа морин-хура выполнена в виде головы лошади, а две струны изготовлены из конского волоса. Игре на нем также готов обучить центр народного творчества.

Горловое пение — действительно один самых из загадочных приемов интонирования. Это сольное двухголосие, известное в Европе как обертонное, требует от исполнителя умения одновременно воспроизводить мелодию двух тонов — основного певческого и мелодического (низкого или высокого).

При этом горло и тело певца резонируют как музыкальный инструмент. Этот прием сейчас часто демонстрируется фолк- и рок-группами стран Азии. А в традиционных азиатских культурах он широко использовался в шаманских практиках, обрядах целителей, а также для исполнения народных эпосов. Сегодня горловое пение активно возрождается, как часть музыкальной культуры тюркских (тувинцев, алтайцев, башкиров, хакасов ) и монгольских ( калмыков, бурятов ) народов России.

Фестиваль «Дыхание земли» проводится Бурятии с 2002 года, став традиционным. Он собирает мастеров горловых импровизаций из России и Монголии. При общей технике этого вида вокала каждая национальная школа имеет свои особенности.