В Пермском крае завершилась Общероссийская конференция исследователей непознанного. Её участники обнаружили в местной аномальной зоне следы снежного человека.
«Йети ломает ветки или макушки — метит территорию, — пояснил Игорь Бурцев, директор Международного центра гоминологии, ведущий криптозоолог России. — Теперь нам больше не нужно собирать доказательства существования снежного человека — их более чем достаточно!»
А вот главе Кемеровской области Аману Тулееву доказательства нужны. Два года назад он распорядился открыть выставку, посвящённую снежному человеку, а позже объявил премию в 1 млн рублей тому, кто найдёт загадочное существо. Движимый страстью к науке и любовью к деньгам, корреспондент «АиФ» отправился на поиски йети в Кировскую область, которая наряду с некоторыми другими регионами известна как ареал мифического примата.
И леший с ним!
Как только в мае появляются первые комары, криптозоолог Анатолий Фокин приходит в лес, раздевается догола и стоит, пока кровососы не искусают его с головы до пят. Потом опухшее тело три дня гудит, но Анатолий только рад: организм вырабатывает фермент, который позволит больше не чувствовать боль от укусов. А это ему ой как нужно: каждый год, пока тепло, Фокин проводит в лесу. Цель у него одна: «Я вырос в этих местах и с детства помню бабушкины рассказы о лешем и прочей нечисти, обитающей в округе. Вы ведь слышали версию, что леший — это и есть снежный человек?»
Он хочет во что бы то ни стало найти его. Не поймать, не посадить в клетку, а хотя бы сфотографировать. «Ставлю ему кормушки, а рядом на деревьях креплю камеры. Правда, срабатывают они с задержкой, так что пока не удалось его заснять. К тому же это существо обладает сверхъестественными способностями, вот ему и удаётся избегать встреч с людьми».
Анатолий выбрал для своего промысла лесной массив 90 на 50 км. Купил избу в заброшенной деревне Разбойный Бор, куда проехать можно лишь на уазике. С другой стороны массива купил ещё одну. Жил в них по очереди и, пока аппаратура караулила в лесу гоминоида, ездил по окрестностям, беседовал с населением. «Записал около 30 свидетельств, причём от людей из разных деревень, друг с другом незнакомых», — говорит он.
Самая старая из услышанных им историй случилась в октябре 2001 года. Егерь Борис Либеров из посёлка Суводи пошёл в лес рябчиков пострелять. В какой-то момент услышал, как невдалеке трещат сучья. Думал, лоси. Повернул голову и увидел двух существ, покрытых серо-седой шерстью, — что-то среднее между обезьяной и медведем. Один метра три ростом, другой — с человека. Тот, что поменьше, подпрыгивал, а родитель (кому ж это ещё быть?) постукивал его лапой по голове. Егерь с перепугу дунул в свисток, который был у него с собой, и пустился наутёк. Затем на йети наткнулись супруги Козловы — они ехали на тракторе мимо леса. Ещё позже — местный охотник Андрей Скрябин. Сидя у костра, он спиной почувствовал, что сзади кто-то есть. Обернулся — метрах в ста маячит огромная седая фигура. Пришлось оставить ужин незнакомцу, лишь бы самому ноги унести.
Странные туши
Недавно Анатолий Фокин сменил место дислокации и обустроил себе «базу» в более дремучем районе Вятки, в 350 км от Кирова. Но ему продолжают звонить из Разбойного Бора. Там прошлой осенью отец с сыном отправились в лес по грибы и увидели, как за кустами быстро движется высокое существо, покрытое пепельно-серой шерстью. Оно то исчезало, то появлялось, причём корпус его был абсолютно прям. Старший из этих двух свидетелей был охотником с 50-летним стажем, так что спутать йети с каким-либо животным никак не мог.
«Вон видите сломанную макушку? Это снежный человек, его рук дело», — мы с Анатолием идём по лесу, и я с тревогой начинаю озираться по сторонам. «Скажите, — беру себя в руки, — получается, что никаких доказательств у вас нет?
Рассказы местного населения — это ж своего рода фольклор, его к делу не пришьёшь». «Как это нет? — собеседник явно задет за живое. — Да, фото и видео пока не удалось сделать, но других фактов предостаточно! Мне удалось приманить гоминоида к одной из кормушек, а затем обнаружить лёжку, с которой он наблюдал за тем, как я приносил корм. Есть сломанные верхушки елей и сосен, есть, наконец, лосиные туши, с которых странным образом содрана шкура!»
И Анатолий показывает, в чём тут странности. Медведь, сдирая шкуру, наступает на тушу задней лапой, а передней рвёт. Или скатывает шкуру валиком. Но при этом всегда остаются следы от когтей. А тут бывало, что находили шкуру, обмотанную вокруг дерева и без рваных следов, — это значит, тушу закрепляли на дереве и освежёвывали. «Ни одно животное такого не делает!» — утверждает Фокин.
Ещё лет десять назад на Вятке обсуждали другую сенсацию: пенсионер Валерий Сергеев обнаружил на лесной дороге отпечатавшуюся цепочку босоногих следов. Длина стопы достигала 35 см! Сам Сергеев уверял, что с 1969 года четырежды встречался с йети. «Мы тогда выехали на место, — вспоминает Андрей Полозов, журналист. — Следы были настоящие, не подделка, и у меня до сих пор нет объяснения им. Мы сделали слепки и по ширине шага вычислили, что рост существа был 2 м 30 см».
Анатолий Фокин за годы поисков пришёл к выводу: на Вятке обитает целая семья человекоподобных существ. «Я обязательно найду хотя бы одного, не сомневайтесь!» — говорит он на прощание. И дело тут, похоже, вовсе не в миллионе рублей...