Ситуация, когда супруги при разводе делят имущество, нажитое в браке, достаточна типична. Другой вопрос, что далеко не все (причем как жены, так и мужья) подозревают о том, что, помимо квартиры и дачи, имуществом является еще и предприятие, принадлежащее одному из них. О некоторых подробностях такого раздела рассказывает адвокат Московской городской Коллегии адвокатов Виктория Краснюк.
В МАГАЗИНЕ ПРИДЕТСЯ СДЕЛАТЬ ДВА ОТДЕЛА...
... если супруги решат расстаться. Еще недавно покинутые мужьями жены бизнесменов даже не представляли, что можно замахнуться на фирму мужа, довольствовались только выделенной им половиной имущества. Кстати сказать, российское семейное законодательство, устанавливающее совместную собственность супругов на все добро, нажитое в браке (без разницы — кем), не такое уж и экстремальное. К примеру, в Тунисе муж при разводе вообще должен уйти «в чем был», оставив своей половине все имущество.
У нас же, как правило, супруги делят все пополам. Но как быть, если квартира, дача, машина — это только верхушка айсберга, то есть эти вещи куплены на доход от, скажем, приносящего неплохую прибыль магазина или заводика. Конечно, разделить это предприятие на практике довольно сложно. Именно поэтому многие суды присуждают выплатить оставленным женам денежный эквивалент половины стоимости фирмы, исходя из произведенной оценки.
Как правило, большинство российских юридических лиц в настоящее время существуют в форме акционерного общества (АО), которые подразделяются на открытые (ОАО) или закрытые (ЗАО), либо в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Соответственно, права супруга — владельца фирмы выражаются в том, что он является собственником акций (в АО) или долей в уставном капитале (в ООО). Факт владения обыкновенными акциями означает наличие у их владельца определенных прав, в том числе на получение дивидендов, части имущества фирмы при ее ликвидации, права участвовать в управлении деятельностью фирмы. Привилегированные акции, как правило, не дают права на управление, но обеспечивают фиксированный дивиденд и дают преимущество при ликвидации АО. Факт владения долей в ООО предполагает наличие права на получение части прибыли, части имущества при ликвидации ООО и права на участие в управлении деятельностью ООО.
Еще один немаловажный момент: имущество (как правило, деньги), которое передано учредителем в уставный капитал учрежденного юридического лица, переходит в собственность последнего и не может считаться общей собственностью супругов. В свою очередь, приобретенные таким образом акции или доли, если они оплачены за счет общих средств, становятся общим имуществом супругов. Таким образом, именно акции или доли (и сопутствующие им права) могут стать объектом раздела. И тогда...
... В ФИРМЕ ПОЯВИТСЯ НОВЫЙ УЧАСТНИК
Как мы уже отмечали, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К общему имуществу супругов, помимо прочего, относятся: приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Теперь попробуем рассмотреть максимально упрощенную гипотетическую ситуацию, когда муж является участником некоего юридического лица, при этом акции или доли были приобретены во время брака на совместно нажитые средства. Жена же наряду с иском о расторжении брака подала иск о разделе совместно нажитого имущества, в состав которого включены акции или доли участия.
Конечно, в Семейном кодексе даны основания, позволяющие отступить от презумпции равенства долей супругов: это, прежде всего стойкое отвращение к труду у одного из супругов без уважительных на то причин. Подчеркнем, что ведение домашнего хозяйства или воспитание детей не считается таким основанием. Допустим, что в рассматриваемой ситуации указанных оснований нет.
Как правило, при разделе акций ЗАО или долей ООО суд присуждает супругу, не являющемуся участником ЗАО или ООО, соответствующую компенсацию. Однако теоретически возможны ситуации, когда претензии выходят за рамки имущественных требований и вопрос ставится о разделе акций или доли в полном объеме. Ну, скажем, не устраивает жену компенсация, и она хочет пользоваться всеми правами акционера, получать и дальше прибыль, расширять бизнес и так далее. Конечно, это влечет за собой более сложную процедуру, бывает, что остальные акционеры против таких перемен в сфере своего бизнеса. С одной стороны, статья 34 Семейного кодекса РФ прямо определяет, что ценные бумаги и доли в капитале относятся к общему имуществу супругов. С другой стороны, в некоторых случаях акции ЗАО или доли ООО не могут быть разделены без согласия участников, поскольку это влечет появление нового участника, а это правомерно только при условии согласия других участников.
Именно поэтому иногда бывает проще согласиться на компенсацию. Если же супруги не могут договориться о ее стоимости, они могут заявить в суде ходатайство о проведении оценки этого имущества или произвести оценку самостоятельно.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что право у супруга, далекого от бизнеса, на имущество супруга-бизнесмена, безусловно, есть. Другой вопрос, что в каждой ситуации надо тщательно продумать, что же вы хотите: акции, деньги или что-то еще. И сообразно ситуации выстраивать свою позицию в суде. Кстати, бывшим супругам можно обо всем договориться вне стен суда и удостоверить свое соглашение у нотариуса.
Что касается ситуации, когда ваш муж — индивидуальный предприниматель, то здесь выход представляется следующим. Все, что он нажил к моменту расторжения брака, вы делите пополам, даже контейнер или магазин (или же речь опять идет о компенсации), а дальше вы даете ему вольную: поделившись с вами половиной имущества, он, после расторжения брака будут получать прибыль, которую не будет обязан делить с вами.