Иностранная рабочая сила — явление, которым никого не удивишь в цивилизованном мире. Но практически в каждой стране, где используется труд мигрантов, существуют определенные правила привлечения иностранной рабочей силы. На вопрос о том, какие требования к привлечению иностранцев к труду существуют в России и об ответственности за нарушения в этой сфере, отвечает Виктория Краснюк, адвокат Московской городской коллегии адвокатов.

Итак, несмотря на то, что согласно российскому законодательству иностранные граждане вправе свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, существует некоторые правила и ограничения в сфере применения их труда. Причем правила эти распространяются не только на трудовые, но и на гражданско-правовые отношения — когда иностранец оказывает услуги российскому заказчику. С российской стороны в качестве работодателя или заказчика может выступать как гражданин, так и юридическое лицо.

Однако работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать к труду и использовать иностранных работников только при наличии на это разрешения. В большинстве случаев речь также идет о специальных квотах на рабочие места для иностранцев.

Иностранный гражданин, в свою очередь, имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии у него разрешения на работу. Этот порядок не распространяется на следующие категории иностранных граждан:

— постоянно проживающих в Российской Федерации;

— являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию;

— являющихся сотрудниками дипломатических представительств, работниками консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудниками международных организаций, а также частными домашними работниками указанных лиц;

— являющихся работниками иностранных юридических лиц (производителей или поставщиков), выполняющих монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российскую Федерацию технического оборудования;

— являющихся журналистами, аккредитованными в Российской Федерации;

— обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул;

— обучающихся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых они обучаются;

— приглашенных в Российскую Федерацию в качестве преподавателей для проведения занятий в образовательных учреждениях, за исключением лиц, въезжающих в Российскую Федерацию для занятия преподавательской деятельностью в учреждениях профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждениях).

Но, обратите внимание, что это изъятие действует следующим образом. Скажем, аккредитованный журналист имеет право работать без разрешения именно в качестве журналиста, и не вправе трудиться шофером. А сотрудник международной организации не сможет без разрешения заняться ремонтом квартир или укладкой асфальта. То есть разрешение не требуется именно на занятия деятельностью, определяемой особым статусом иностранца.

Таким образом, российские работодатели или заказчики, как и иностранные работники (оказывающие услуги) должны пройти определенные процедуры, чтобы осуществлять свои права и обязанности на законных основаниях.

Если не соблюсти требования закона, то у сторон возникших не совсем законных правоотношений могут возникнуть неприятности в виде административной ответственности. И размер штрафов впечатляет.

Так, согласно ст. 18.10 КоАП РФ, осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух до пяти тыс. руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Нелегче и нарушителям-россиянам: работодателям или заказчикам. Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у него разрешения на работу (если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом) наказывается административными штрафами в следующих размерах. Для граждан — в размере от двух до пяти тыс. руб.; для должностных лиц: — от двадцати пяти до пятидесяти тыс. руб.; для юридических лиц — от двухсот пятидесяти до восьмисот тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В случае, когда разрешения нет ни у работника, ни у работодателя, оштрафуют всех (иностранца могут еще и выдворить за границу).

Обратите внимание, что в случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого из них в отдельности. То есть, сколько работников, столько и административных правонарушений, и, соответственно, штрафов.