Тема помощи не совсем психически здоровым родственникам является актуальной, пожалуй, для многих людей. На вопрос о том, как закон предписывает поступать в ситуациях, когда близкие нам люди, зачастую гораздо более зрелые, чем мы, — не всегда адекватны, отвечает адвокат Московской городской Коллегии адвокатов Виктория Краснюк.

Вопрос сложный, поскольку и ситуации, о которых мы хотим поговорить в нашем материале, не совсем стандартные. К примеру, очень пожилой человек заболевает душевным расстройством, которое проявляясь сначала невинной рассеянностью, затем преобразуется в способность оставить пустую сковороду на открытом огне. А потом, если родственники вовремя не оценят его состояние, он уже может выйти из дома и начисто забыть дорогу обратно.

Что делать если вы предполагаете похожее развитие событий в отношении своего родственника? В этой ситуации, как правило, врач-терапевт назначает лечение и иногда рекомендует вызвать невропатолога. К сожалению, лечение помогает не всегда. Так, например, один престарелый гражданин уже после лечения пытался починить электрический чайник, тыкая отверткой в железную терку. А некоторые пытаются засунуть пальцы в розетку в поисках чего-то утерянного или, того хуже, выкинуть вещи с десятого этажа.

Проблема в том, что если человек находится в подобном состоянии, помочь ему очень трудно без его на то желания. У нас запрещена принудительная госпитализация. С одной стороны — это одна из гарантий прав и свобод человека. С другой стороны, как в вышеописанной нестандартной ситуации, — сложность для родных и близких.

Обратимся к закону о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Одна из его норм гласит, что психиатрическая помощь оказывается при добровольном обращении лица или с его согласия, но за исключением отдельных случаев.

Напомним, что все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на:

— уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;

— получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения;

— психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства;

— содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения;

— все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям;

— оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

— предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото- , видео- или киносъемки;

— приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, касающимся состояния больного;

— помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом.

И врачи в настоящее время действительно стараются неукоснительно соблюдать этот закон. Другое дело — бытовые условия, которые не во всех «домах скорби» (так раньше называли сумасшедшие дома) близки к идеалу. Но мы сейчас не об этом, а о правовом аспекте оказания психиатрической помощи.

Итак, если ваш родственник — неадекватный больной человек — мнит себя, чуть ли не диссидентом и полагает, что именно на этом основании его хотят «упечь в дурдом», то вам придется очень туго.

Дело в том, что госпитализировать больного могут только с его согласия. Ну, допустим, человеку, даже не важно по какой причине (алкоголизм, наследственность, тяжелые жизненные обстоятельства) получившему как минимум диагноз «... энцефалопатия», в просторечье — слабоумие, необходимо качественное лечение в условиях стационара. Он в больницу ложиться не желает, тем самым ухудшая как свое состояние, так и состояние родных и близких. Напомним, что мы говорим о благополучных стариках — о тех, о которых есть кому заботиться.

Ни один врач не возьмет на себя ответственность за госпитализацию больного без его на то согласия. В приемном покое у пациента обязательно берут письменное заявление с просьбой о госпитализации. Так что у родственников один выход — действовать убеждением, лестью и уговорами. Иначе с лечением в стационаре ничего не выйдет. В этом случае остается порой еще более проблемный для родственников (а вы капельницу сможете сами поставить?) вариант — лечение на дому, да и тут процедуры опять же — только с согласия больного. Так что — убеждение и подкуп — единственный метод решения проблемы.

О лечении же без согласия и недобровольной госпитализации речь может идти только в кране тяжелых ситуациях.

Согласно закону лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в психиатрический стационар без его согласия или без согласия его законного представителя до постановления судьи, если его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает следующие последствия:

— непосредственную опасность больного для себя или окружающих,

— его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности,

— существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Больной, которого помещают в психиатрический стационар по указанным основаниям, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке.

Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем. И окончательно вопрос о госпитализации решает суд, то есть либо отказывает в удовлетворении ходатайства о госпитализации, либо удовлетворяет его.

Так что еще раз подчеркнем — есть два варианта лечения и госпитализации. Первый — добровольный, когда родственникам удается убедить больного (да и в стационаре смогут его принять). Второй — недобровольный, со всеми вытекающими последствиями.