Фото © r.zbp.ru

В Томске утихает скандал с массовым отравлением учеников городского лицея № 8. Дело, обрастая томами и юридическими квалификациями, движется в суд, закончится, как обычно штрафами, лишениями лицензий и, возможно, перестановками в руководстве муниципального образования. Все 42 пострадавших (40 ребятишек и 2 педагога) уже выписались из больницы, их жизни ничего не угрожает.

Как выяснилось, к столь серьезной ситуации в отдельно взятом лицее привело желание сэкономить. В образовательном учреждении была своя столовая, но содержать ее вместе с персоналом было слишком накладно. Поэтому «столовку» отдали на аутсорсинг фирме «Колокольчик». Сотрудники-колокольчики и устроили в пищеблоке заповедник сальмонеллы: инспекторы Роспотребнадзора нашли зловредную бактерию везде — на столах, ножах, ложках, разделочных досках, не говоря уже о продуктах. Школьное начальство оправдывается тем, что в условиях сокращения бюджета просто не потянуло бы оплату более качественных услуг. Конечно, в суде не примут такую отговорку.

Почему же такой вопиющий случай остался достоянием только томских СМИ? Потому что в последнее время здесь это уже обыденность.

Несколько дней назад 20 пациентов, среди которых дети, поступили в инфекционные отделения томских больницы из реабилитационного центра «Мать и дитя». Вместо неприятного, но вполне переносимого сальмонеллеза у них обнаружили самую настоящую дизентерию. К счастью, пока обошлось без смертей. Вспышка болезни из стран третьего мира в Сибирских Афинах снова будет официально объясняться посредством Уголовного Кодекса: руководство социального учреждения наняло в качестве поваров гастарбайтеров без медицинских книжек. Неофициальная причина та же, что и в случае с лицеем № 8: финансирование сократили, нанять на мизерную зарплату ответственных профессионалов невозможно.

Уже в конце минувшей неделе опять новость по той же теме: в городе Северске, той же Томской области, с пищевым отравлением госпитализированы почти два десятка парней из местного кадетского корпуса. Пищеблок работал с нарушениями, что и привело кадетов на больничные койки.

Угадайте, что расскажут о финансовой составляющей происшествия?

Томскую область ваш покорный слуга взял в качестве примера только потому, что три показательных эпизода здесь произошли в течение полутора недель. Если окинуть взглядом прочие сибирские регионы, мы увидим примерно ту же картину, с некоторыми вариациями.

Например, в Хакасии на днях отравились абаканские детсадовцы. И причина не в кухне. Четверо малышей съели плоды растения, которое росло на детсадовской клумбе, — и оказались на грани жизни и смерти. Сейчас абаканская полиция выясняет, каким же образом это растение попало на территорию детсада и там произросло? Проблема в том, что это редкое декоративное растение из тропиков, которое в дикой природе расти не может. Его явно посадили. Но кто?

Конечно, это не секрет. Уже несколько лет по всей стране, за редким исключением, коллективы детских садов самостоятельно и за свой счет занимаются озеленением территорий. Деньги на это перестали давать с началом кризиса. Небогатые нянечки и воспитательницы просто приносят черенки и семена того, что растет у них дома в горшках и на клумбах в огородах. Они не ботаники, поэтому не могли знать об опасных свойствах некоторых вполне домашних цветов.

Занимайся озеленением детских садов профессионалы — такого бы не произошло.

Наконец, пугающая цифра. В Новосибирске закрыта на карантин школа № 8 в Калининском районе города: там одновременно не пришли на занятия 200 человек. Диагноз — гастроэнтерит, то есть кишечная инфекция. О проблеме в Роспотребнадзор сообщил сам директор школы. Сейчас инспекторы проверяют пищеблок. Можно догадаться, в общих чертах, что там обнаружат.

Эти факты взяты практически наугад из ленты новостей сибирского региона. Куда ни посмотри, везде одно и то же. Что за странное поветрие массовых отравлений и кишечных инфекций? Причем, не в каких-нибудь захолустьях, а в областных центрах. Это то, что на чиновном языке нового времени называется «затягивание поясов». При необходимости экономить что угодно: деньги, электроэнергию, тепло, еду — в России традиционно начинают с самых беззащитных, с образования, медицины, социальной сферы.

До поры до времени это работает. Деньги экономятся, а люди терпят ухудшившееся качество продуктов, сервиса, лекарств. Но в какой-то момент происходит качественный переход: вытерпеть сальмонеллез или дизентерию уже невозможно.

Василий Кон Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций