В конце 1990-х годов в одном из своих эссе на социальную тему красноярский писатель-фантаст Силаев отмечал удивительное свойство наших людей верить в начальство. Причем не в ближнее, которое граждане видят каждый день и которое реально определяет обстоятельства их жизни, а в начальство далекое — московско-кремлевское.
В частности, приводил Силаев пример с общественным транспортом. Недовольны, допустим, жители какого-то городского района тем, как в их районе организовано автобусное движение: выйдешь утром на остановку и стоишь полчаса на морозе, а автобус не едет. Что в таком случае сделали бы какие-нибудь немецкие бюргеры? Пошли бы к бургомистру с требованием. Что сделали бы французские буржуа? Устроили бы забастовку авиадиспетчеров и работников железной дороги — просто из чувства солидарности трудящихся. Бразильцы, скажем, организовали бы карнавал. Гаитяне отслужили бы мессу черным богам культа Вуду. А наши люди написали бы Президенту.
Богам российские автобусы неподвластны, мэр у нас обыкновенно дурак и жадная сволочь, а вот Президент все управит. Надо только ему сообщить.
Вот и жители сибирского города Вихоревка, что в Иркутской области, написали послание Путину. С семью сотнями подписей. О том, что на дворе уж октябрь запалил костры рябины красной, но холодны батареи в квартирах вихоревцев. И в больницах, и в детских садах, и в роддомах Вихоревки нет отопления. Хотя отопительный сезон в Иркутской области начался еще 1 сентября.
«Сибирский город Вихоревка Иркутской области по состоянию на 5 октября 2016 года остается без отопления и горячей воды уже полгода. Жилые дома, социальные учреждения, дети, взрослые, старики, беременные, тяжело больные… Все замерзают. Дома остывают. Коммуникации перемерзают. В городе сегодня плюс 4 градуса днем и минус 10 ночью. Администрация городского поселения и службы не дают правдивых и рабочих сроков запуска тепла в город. Тем не менее, жители платят за коммунальные услуги, которые не предоставлены», — рассказывают сибиряки о трудной своей жизни далекому кремлевскому адресату.
А заканчивают они письмо Путину кратко и однозначно: «Требуем дать тепло в кратчайшие сроки».
Можно, конечно, представить, как Владимир Владимирович, потрясенный, читает эти скупые строки, полные горечи и ледяной иркутской тоски, потом снимает трубку «вертушки» и говорит в телефонную тихо гудящую тьму: «Дать людям всё!». Но, скорее всего, дела будут выглядеть несколько иначе. Первыми и самыми внимательными читателями президентского послания вихоревцев стали, конечно, городские и областные власти.
Как сообщают новостные агентства, из Иркутска в Вихоревку уже направлена комиссия, которая должна разобраться с происходящим на месте. Пока дежурная версия оправдания городского начальства — огромная задолженность города перед коммунальными предприятиями и устаревшая котельная на жидком топливе (то есть, на дорогих продуктах нефтепереработки).
Руководство региона грозится котельную переделать на сжигание опилок, они в тех местах дешевы, но этим угрозам уже не первый год.
А в целом, черт разберет, что там в Вихоревке происходит. Ну, в самом деле, отопительный сезон начался месяц назад, вместе с первыми ночными заморозками. А никто — ни жители, ни городское руководство — не в силах объяснить, почему они только сейчас заговорили о проблеме. Никто не может внятно описать ситуацию. Ведь, наверное, техническая возможность дать тепло хотя бы в больницы, школы и детсады — есть. А если нет, то как ее можно решить в считанные дни, что остались до наступления настоящих сибирских морозов?
А главное: сами-то хоть как-то пытались в своем городе отопительный сезон начать?
Вместо этого городские активисты собирают подписи под обращением к Путину с требованием тепла в батареях. Областные власти оправдываются в федеральных СМИ — видимо, тоже перед воображаемым Путиным. Мэр населенного пункта вообще молчит и неизвестно чем занимается. При этом, от Вихоревки до Москвы, на минуточку, четыре тысячи километров. И по мнению местных жителей, именно с такого расстояния их проблемы должны быть замечены, оценены и исправлены.
Василий Кон Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций