Что нам стоит дом построить? Нарисуем — будем жить! Одни, согласно этому крылатому выражению, всю жизнь строят дома своей мечты в воображении, другие же рисуют и воплощают идеи в реальность. И кто бы мог подумать, что один проект может взбудоражить фантазию общественности и поднять шум в виртуальном пространстве. Речь идет о строительстве в Кемерове рядом с областной филармонией храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

План по возведению церкви в центре города родился еще в 2012 году, когда была зарегистрирована приходская община и принято решение о строительстве. Протокол составили — и всё: до 6 августа 2016 года никаких работ не велось. И как только на строительной площадке появились рабочие, поднялся шум: «церковь захватывает лакомые кусочки земли в центре города!». Странно как-то, ведь здесь стоит временный храм, где проходят богослужения.

Может быть, это какое-то особенное место на карте Кемерова?

«Место ничуть не волшебное, — говорит священник Георгий Якин, настоятель храма в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. — Обычное место, возле филармонии был «пятак» на протяжении долгого времени. Потом, когда выделили участок, мы спокойно его оформили.

«Законным путем, — добавляет отец Михаил, отвечающий в Кемеровской и Прокопьевской епархии за строительство. — В 2012 году община этого прихода была сформирована, подготовили и проектную документацию. Хотя место символическое, потому что Кирилл и Мефодий являются покровителями ученых, педагогов — и соседство с КемГУ логично. И храм культуры рядом, филармония».

В храме культуры, как выяснилось, были не против стройки, и на публичных слушаниях в администрации города все заинтересованные стороны согласились с проектом. Да и участок под стройку получить не так уж просто: только городские власти могут предложить (замечу: предложить) на выбор место под застройку жилого дома, школы или церкви. Так что с точки зрения закона все правильно.

Но правильно ли, что в Кемерове церквей и часовен появляется всё больше?

Когда в больнице открывается комната для молитвы, никто не против, ведь когда человек находится между этим и другим миром, за помощью идут к Богу. Когда в Новокузнецке открывали Собор Рождества Христова, построенного в память о погибших горняках — опять же, общественность не роптала. Да и строили всем миром.

Кстати, построить храм — проект дорогостоящий. И экономика здесь простая, финансирования из бюджетов нет. В России на государственном уровне РПЦ и все прочие конфессии поддерживают — но не более. Так что строят храмы, мечети и прочие культовые сооружения исключительно на пожертвования прихожан. Так было всегда: в дореволюционном Кузбассе, к примеру, купцы в складчину поставили храм в честь святителя Николая Чудотворца в селе Итат. Испытание временем выдержали прихожане и сама церковь. Она была построена в 1848 году, пережила забвение в советские годы, когда от былого величия остались лишь стены. Сегодня большой бизнес помогает возродить церковь. Реконструкция — как, впрочем, и строительство любой новой церкви — идет когда есть деньги. И финансовый вопрос не праздный.

«Всем миром его восстанавливали, — говорит глава Тяжинского района Сергей Кошкин, — надо отдать должное и предпринимательскому сообществу: в частности, Итатский нефтеперерабатывающий завод внес весомую лепту. У нас в России всегда процветало меценатство, и сейчас мы к этому возвращаемся».

В строительство новокузнецкого Собора Рождества Христова жители региона, большой и малый бизнес вложили 500 миллионов рублей. Интересно, что закладной камень освятили в 1998 году, а саму церковь — лишь год назад.

Сверхзадач из Москвы от руководства РПЦ нет. Нет и плана — даешь квадратные метры новых церквей.

Протоиерей Михаил Смирнов, руководитель архитектурно-строительного отдела Кемеровской и Прокопьевской Епархии отмечает: «Хорошо, чтобы было так. Аминь. Но оно не так. Церковь поддерживают, но она не получает дотаций от государства, и храмы возводятся исключительно на пожертвования. Смета конкретно на этот храм (Кирилла и Мефодия) около 45-50 миллионов рублей, но этих денег нет. Кто помогает финансами, кто цементом, кто-то умелыми руками».

«Когда то в Кемерове церквей вообще не было, — говорит дьякон Вячеслав Ланский, руководитель информационно-просветительского отдела Кемеровской епархии. — В 1945 году открылся Никольский Собор. Сегодня территории Кузбасса полноценных храмов порядка 180, а молитвенных помещений порядка 450».

В Кузбассе сегодня зарегистрированы 18 конфессий и 356 религиозных организаций.

Большая часть за православными приходами, далее — различные христианские организации, общины, исповедующие ислам, католики, протестанты и т. д. По закону, если есть регистрация, то и должно быть помещение для молебнов. Так что у каждой паствы есть крыша над головой.

До революции в Российской империи насчитывалось 54 174 православных храма. В России XXI века возродили и построили 23 686 зданий. И к слову сказать, в дореволюционное время на территории страны было открыто 15 тысяч мечетей, а сегодня их 7 000.

Много это или мало? Ответ у каждого свой, но когда через дорогу есть храм, почему-то на душе спокойно.

Надежда Лисина

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций