Творческие люди создают произведения, которые становятся объектами авторского права. Однако далеко не всегда права принадлежат создателю этих произведений в полном объеме. На вопрос о том, кому и на каких условиях могут принадлежать авторские права, отвечает Виктория Краснюк, адвокат Московской городской коллегии адвокатов.
Прежде всего, напомним, что автором произведения (будь то в области науки, литературы или искусства) признается гражданин (физическое лицо), творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное.
Если произведение создано совместным трудом, то участвующие в процессе граждане признаются соавторам. Причем независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения.
Что может быть объектом авторского права? Это — произведения науки, литературы и искусства независимо от их достоинств и назначения, а также от способа выражения. К ним закон относит, в частности, литературные, драматические и музыкально-драматические, хореографические произведения и пантомимы. Также объектами авторских прав являются произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, географические карты, производные произведения и другие.
Закон дает перечень того, что не является объектом авторских прав:
— официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
— государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
— произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
— сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Вернемся к правам авторов. У автора есть два неотъемлемых права — право авторства и право на имя.
Согласно закону, право авторства (право признаваться автором произведения) и право автора на имя (право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно) неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения.
Если произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности), издатель, наименование которого указано на произведении (при отсутствии доказательств иного) считается представителем автора и в этом качестве может защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.
Большое значение имеет, творит ли автор самостоятельно, или же состоит в каких-либо правоотношениях с теми лицами, которые заинтересованы в его произведениях.
В ситуации, когда объект права создан в пределах, установленных для автора трудовых обязанностях, речь идет о служебном произведении. Творческий работник в отношении него имеет только право авторства. А вот исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если только трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.
Однако, если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет его использование, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, то по истечении этого срока исключительное право на служебное произведение будет принадлежать автору.
Если работодатель в трехлетний срок все-таки начнет использование служебного произведения или передаст исключительное право другому лицу, то автор имеет право на вознаграждение. Автор приобретает указанное право на вознаграждение и в случае, когда работодатель принял решение о сохранении служебного произведения в тайне и по этой причине не начал использование этого произведения в указанный срок. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем определяются договором между ним и работником, а в случае спора — судом.
Если же согласно договору исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать такое произведение способами, обусловленными целью служебного задания, и в вытекающих из задания пределах, а также обнародовать такое произведение (если договором между ним и работником не предусмотрено иное). При этом право автора использовать служебное произведение способом, не обусловленным целью служебного задания (а также хотя бы и способом, обусловленным целью задания, но за пределами, вытекающими из задания работодателя), не ограничивается.
Работодатель может при использовании служебного произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
Рассмотрим ситуацию, когда произведение создано не в рамках трудовой деятельности, а по договору авторского заказа. В этом случае одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. В этом случае материальный носитель произведения передается заказчику в собственность, если только соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование. Например, если по заданию заказчика фотохудожник напечатал несколько фотографий в виде буклета, то буклет, как правило, остается у заказчика. Исключительные же права могут быть переданы полностью (отчуждены) заказчику по договору, или в соответствии с условиями договора, могут принадлежать автору, а заказчику передается только некий объем прав (лицензионный договор).