Фото © e-crimea.info

Омск собирается ограничить число такси. Возможно, по примеру Питера, где борются с расплодившимися таксомоторами: их там свыше десяти тысяч на город с пятимиллионным населением.

Это по удельному весу сравнимо с Омском. Сейчас в сибирском городе-миллионнике официально зарегистрировано более двух тысяч таксомоторов, имеющих лицензии. Речь, разумеется, о легковых такси, а не «маршрутках».

Ограничение, по замыслу властей, разрешит ряд вопросов, связанных с высокой транспортной нагрузкой на дорогах города. Расчет максимального количества автомобилей такси, сообщают омские законодатели, будет исходить из показателей количества населения, их уровня материального обеспечения, потребности в услугах служб такси и развития дорожного полотна в области.

Сомневающиеся, которых всегда и везде полно, полагают, что решение вредно и уведёт владельцев личного автотранспорта в категорию безлицензионных «бомбил», а вот исправлению дорожного полотна никоим образом не поможет. Пусть, мол, потребитель регулирует численность.

Таксомотор в последние годы стал вновь популярным. Как в советское время. В частности, потому что подешевел. Конечно, относительно. Но всё равно три советских копейки за трамвай сравнимы с тогдашним таксомоторным рублём практически так же, как нынешняя плата в «маршрутке» с проездом в легковой машине.

При этом нынешние таксомоторные компании завлекают пассажиров изо всех сил и чем могут: кондиционером, бесшумной связью с диспетчером, навигатором, таксометром, возможностью оплаты банковской карточкой и бесплатным wi-fi.

Борьба с «бомбилами» скорее ведётся, чем нет. Безлицензионный перевозчик «пасётся» на конечных или самых оживлённых остановках транспорта. А также ночью и в праздники, когда лицензированный шоферской люд в основном отдыхает.

С «бомбилой» непременно надо торговаться, в то время как «законные» таксомоторы пассажир заказывает по телефону и, объявляя конечный пункт, получает информацию о цене.

Цены на перевозку в принципе «устаканились» и упорядочились, расчёт за среднегородское расстояние раз в десять больше билета в «маршрутке», это плата за комфорт и скорость: таксист при этом «чаевых» не требует и, если хорошо знает город, привезёт куда надо, минуя пробки, проныривая по дворам, — быстро и весело.

Другой пункт, где тусуются «бомбилы» — аэропорты и автовокзалы. Подойдёт к тебе справный и улыбчивый мужик, спросит, куда и на ответ «в Кемерово» скажет: «Пять рублей». В Барнаул — «четыре рубля». В Белокуриху — шесть. И так далее. «Рублей» — это чтобы словом «тысяча» не пугать.

Поторгуешься — снизит цену. Найдёшь попутчиков — личные расходы упадут далее, достигнув вполне приемлемых по отношению к автобусным, и это, повторяю, достаточная плата за комфорт и скорость — из Новосибирска до Кемерова шустрая иномарка домчит часа за три, а вот автобусом только езды пять, не считая стояния в очереди и ожидания времени отправления.

Некоторые, кто не «бомбилы», а таксомоторные компании, специализируются на межгороде и объявляют свои расценки в интернете.

То есть налицо конкурентная среда и здоровый ответ на классический вопрос: «Вам „шашечки“ или ехать?». Обывателю, конечно, ехать, а с остальным пусть разбираются, кому положено.

Положено ли это службе заказов? Тут практически монополист фирма «Максим», работающая в 86 городах России, от Калининграда до Владивостока. Они предлагают клиентуре (как водителям, так и пассажирам) адекватные цены за проезд, то есть стараются блюсти баланс между желанием водителей заработать и интересами населения, которому услуги такси должны быть доступны. Как правило, это получается.

Как дальше будут развиваться отношения перевозчика и обывателя? По статистике, в России около трёхсот легковых автомобилей на тысячу населения. В самой автомобильной стране мира США их более восьмисот. Там и общественный транспорт в загоне, в провинции так его, считай, и нет, только такси.

Судя по количеству машин, нам есть куда развиваться. А если судить по беспокойству власти, уже придумывающей ограничения, то вроде как и не надо нам столько колёс: от них только пробки и разбитые дороги…

Семён Кайгородов Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций