Фото © foodmarkets.ru

Кузбасские производители алкоголя ведут переговоры с торговыми сетями об оптимальных розничных ценах на водку, минимум которой с 1 февраля снизился с 220 до 185 рублей за пол-литра. По мнению Росалкогольрегулирования, это поможет уберечь население от отравлений контрафактом, однако участники рынка в замешательстве и пытаются понять, как продолжить работать без убытков.

Об этом речь шла на круглом столе, который провел Кузбасский алкогольный союз (КАС) с участием представителей всех региональных заводов-производителей и крупных розничных сетей «Поляна», «Чибис», «Кора», «Палата» и других.

«Для потребителя это хорошая новость: легальный качественный алкоголь будет дешевле. Считалось, что это мера поддержки местного производителя, которому не надо далеко возить продукцию, издержки меньше. По факту произошло, что местные производители не уменьшили наценку, потому что некуда, и их водка не представлена в сетях. Алкогольный рынок сейчас в замешательстве, и в какую сторону двигаться, непонятно», — отметила председатель КАС Анастасия Танасюк.

Спад производства и рост себестоимости

В последнее время оборот розничной торговли крепких алкогольных напитков в Кузбассе снижается, как и по всей России. Рост акцизов, минимальных цен на алкоголь и безводный спирт в 2014 году привели к его подорожанию и в последствии к спаду производства более чем на 20%. Уменьшение минимальной цены на водку должно было поддержать рынок, но у производителей сейчас нет возможности снизить отпускную цену.

Объемы производства алкоголя упали на всех кузбасских заводах примерно на треть. Более мелкий производитель — новокузнецкий ЛВЗ «Кузбасс» — сократил его на 45%.

«В связи со снижением объемов производства растет себестоимость постоянных расходов на бутылку, плюс внешние факторы: увеличение минимальной цены безводного спирта с 436 до 508 рублей за декалитр в ноябре, с 1 декабря федеральная акцизная марка подорожала. В связи с увеличением курса евро весь этикет подорожал на 30–40%: красители, которые используют типографии для этикеток, импортные. То же самое касается колпака: сырье для него, к сожалению, в России не производится. Соответственно, у заводов-производителей увеличилась себестоимость продукции», — сообщила гендиректор ООО ТД «СДС-Алко» Ксения Третьякова, отметив, что минимальная отпускная цена пол-литровой бутылки составляет сегодня 170 рублей.

При этом, исходя из новой минимальной розничной цены бутылки водки, ее себестоимость должна быть 34 рубля, отметила гендиректор ООО ЛВЗ «Кузбасс» Анна Николоиди.

«Мы попробовали разлить водку объемом 0,25 литра, получив основные и вспомогательные материалы по новым ценам, и получилось 108 рублей за маленькую бутылочку с учетом минимальной надбавки 5%. Этикетки подорожали до 50%, обыкновенный колпачок винтовой подорожал почти на столько же. До этого мы продавали продукцию по 176 рублей, у нас не выходило дешевле. Старый товар продаем по прежним ценам. Новый не получается продать даже по старой цене, теперь мы должны уменьшить стоимость и продать в убыток себе», — сказала она.

Производителям пришлось пересмотреть ценовую политику, оставив отдельные торговые марки по минимальной оптовой цене в 170 рублей, чтобы сохранить объемы производства и сотрудников. Доходность по ним практически нулевая, подчеркнула замдиректора департамента по связям с общественностью ООО «Синергия Маркет Восток» (Мариинский ЛВЗ) Татьяна Лугодина.

«У нас на заводе происходит то же самое: рост себестоимости в среднем на 15%. Это связано с ростом стоимости импортных комплектующих, аренды, затрат на логистику. Очень сильно зависим от девальвации рубля, в том числе в вопросах модернизации: большая часть производственных линий из Германии, Италии, и мы целиком и полностью зависим от курса доллара и евро. Решение сократить минимальную розничную цену не подкреплено практическими инструментами», — отметила Лугодина.

Рост затрат и снижение доходов торговых сетей

Если производители объективно не могут снизить отпускные цены, то торговую наценку должны уменьшить сети. Но пока непонятно, пойдут ли они на это в сложившихся условиях.

«Мы, представители кузбасского алкогольного рынка, естественно, заинтересованы, чтобы алкоголь местного производства больше продавался. Весь алкоголь отмечен меткой КАС, что означает двойную сертификацию, то есть будет меньше отравлений, алкоголь качественный, акцизы идут в бюджет области. Но экономическая ситуация сложная, и сети также испытывают проблемы», — отметила Анастасия Танасюк.

Представители сетей в свою очередь рассказали о росте затрат на их услуги и, соответственно, уменьшении прибыли. «Это очень затратный бизнес: аренда не дешевеет, фонд оплаты труда, а розница — очень многочисленные предприятия, налоги, затраты транспортные и на оргтехнику. Наши доходы снижаются, мы не можем рассчитывать на то же количество покупателей, как пять лет или год назад. Резервов для инвестирования в различные скидки становится все меньше», — подчеркнула гендиректор группы компаний «Система Регион Март» («Чибис», «Поляна») Ирина Арабьян.

По ее словам, на потребительской корзине розничные сети зарабатывают очень мало. Наценки на некоторые товары, например, сахар и растительное масло, составляют от 0 до 5%. Алкоголь традиционно не относился к позициям, на которые держали минимальные наценки. Чтобы конкурировать с крупными федеральными сетями, региональным придется идти на снижение цены. При минимальной отпускной цене 170 рублей и розничной 185 рублей за бутылку доходность сети составит 15 рублей — это около 9%, тогда как обычная наценка — 30–35%.

«То есть все переложили на плечи сетей. Государство должно было предложить механизмы регулирования. Например, через снижение налогов и акцизных сборов. Никто не уложится в 9%. Даже если мы договоримся о работе без бонусов и маркетинга по этим позициям, если производитель будет поставлять по минимальным ценам, снижая доходность, и сети пойдут на встречу и снизят наценку, этого недостаточно», — считает Лугодина.

Ни одна сеть не готова выставить минимальную цену 185 рублей по всему ассортименту водки. Производители и продавцы пока ведут переговоры и не могут прогнозировать, как все это отразится на объемах продаж и доходах. Однако обе стороны отмечают, что есть диапазон цен от 185 до прежних 220 рублей.

«Сети будут продавать крепкий алкоголь по 185 рублей в ущерб себе. Естественно, таких позиций будет немного. Например, мы приняли решение выставить водку „Зеркальная“ от СДС по минимальной цене. Но дороже и доступнее для покупателя будут цены 199, 209 рублей- это будет, безусловно, дешевле, чем было до 1 февраля. Что получится, насколько вырастет товарооборот, покажет время», — сказала директор по закупкам кемеровского локального рынка ООО «Компания Холидей» Лариса Майтакова.

Сетевики предполагают определиться с ассортиментом и ценами в течение февраля.

Варианты спасения бизнеса и боязнь «паленки»

По последним данным, в Кемеровской области зарегистрировано 1 110 организаций, которые продают алкогольную продукцию по лицензиям на 4788 объектах (магазины, бары, рестораны). Доля продукции кузбасских производителей в местной розничной торговле увеличилась в среднем до 60%.

«В области одна из лучших ситуаций. На уровне губернатора идет поддержка местного товаропроизводителя. У нас уникальная область: на территории четыре завода, которые производят алкоголь. Ситуация анализируется, все время на контроле. Но местные власти не могут повлиять на алкогольный рынок, а только контролировать соблюдение закона», — отметила Танасюк.

По мнению производителей, один из выходов — пересмотр отношений с сетями. Заводы готовы снизить цены, если магазины сбавят коммерческие условия, в частности ретро-бонусы (премия за покупку товара, которую поставщик платит покупателю), а также будут чаще проводить промо-акции по более дорогим брендам.

Предприятиям остается минимизировать издержки, искать ресурсы оптимизации расходов. Частично компенсировать потери заводы планируют за счет производства и продажи более дорогих марок алкоголя. Некоторые расширяют производство менее крепких настоек, например, Мариинский ЛВЗ на днях запустил разлив аперитивов и 15-градусных ликеров. Но сегмент сладких настоек невелик — примерно 10% объема производства ликероводочных изделий.

Продавцы в свою очередь считают, что употребление алкоголя будет меняться в пользу местного производителя.

«Виски продавали по 399 рублей за бутылку, который хорошо употреблялся, сейчас таких цен ждать не стоит. Разрыв цены водки с коньяком, текилой и другими крепкими напитками будет достаточно существенным, даже если она будет стоить 220–250 рублей», — сказала представитель «Компании Холидей» Лариса Майтакова.

«Когда хорошее время, рынок развивается, люди больше экспериментируют, покупают дорогие напитки, и увеличивается доля шампанского, дорогих вин. Если начинаются проблемы в экономике, их потребление уменьшается, увеличивается доля водки. Этот крепкий продукт всегда больше потребляется», — добавила Танасюк.

Между тем участники алкогольного союза подчеркивают, что легальные производители не смогут позволить себе продукцию по выгодной для сетей входной цене 130–140 рублей за бутылку. «До 1 февраля минимальная цена от дистрибьюторов была 179 рублей, на полке — 220 рублей. Сейчас 170 и 185 рублей. Кто может позволить такую разницу? Тогда возникает вопрос легальности этой продукции», — подчеркнула Третьякова.

Представители КАС опасаются, что законодательной решение о снижении минимальной цены на 35 рублей простимулирует рост нелегальной продукции. «Будет водка, с которой не плачен акциз 100 рублей с бутылки. Или от заводов, не имеющих лицензии. Это давление теневого рынка. Легальный производитель не выдержит», — предположила Лугодина.

Участники рынка надеются на изменение механизма ценообразования в сторону уменьшения налоговой нагрузки для легальных и добросовестных производителей. Налоговые послабления от федеральных законодателей позволят нормально работать, поставлять в магазины качественное спиртное, платить зарплаты и положенные отчисления в бюджет.

«Надеемся на поддержку местного производителя, чтобы было выгодно и нам, товаропроизводителям, и рознице продавать. Потому что это одна цепочка, и если происходит какой-то сбой, товар не доходит по нужной цене до конечного потребителя. Надеемся, что будут дальнейшие меры, чтобы обеим сторонам было выгодно. Нужно каждый шаг анализировать. Все работают на минимальной рентабельности, каждое решение может дорого обойтись и той, и другой стороне», — отметила Анастасия Танасюк.

Нина Васильева

Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций