Фото © img-fotki.yandex.ru

Российские власти наконец обратили внимание на ситуацию с местным авиасообщением — перелетами между небольшими населенными пунктами. В начале октября федеральный Минтранс разработал федеральную программу субсидирования перевозок на внутренних линиях. Предполагается, что в течение года авиакомпаниям будут доплачивать за отобранные для программы рейсы. В Сибири в перечень таких маршрутов могут войти около 20 маршрутов. Но, несмотря на помощь властей, восстанавливать авиасообщение между небольшими населенными пунктами удается с большим скрипом.

Авиасообщение на так называемых «местных воздушных линиях» умирает: по данным Минтранса России, за весь прошлый год пассажиропоток на межрегиональных маршрутах составил всего 4,76 млн человек. При этом, всего авиакомпании РФ перевезли 74 млн пассажиров.

Добраться, как в добрые старые годы, из райцентра в областной центр на самолете сейчас проблематично — приходится пользоваться железной дорогой (там, где она есть) или автотранспортом (опять же, если позволяет состояние дороги).

Местные авиаперевозки умирают медленной смертью еще с начала 1990-х годов. Для авиаперевозчиков маршруты непривлекательны из-за низкой рентабельности, а также по причине плачевного состояния местных аэропортов. По данным компании «Новапорт» (акционер а/п «Толмачево» и ряда других), износ основных фондов в небольших местных аэропортах составляет от 40 до 80%, и для них характерна высокая доля издержек в силу сертификационных требований — по количеству персонала, ставок аренды на землю и имущество.

Таким образом, инвестировать в развитие небольших аэропортов, по данным компании «Новапорт», невыгодно — слишком долгие сроки окупаемости для вложенных денег.

Частный капитал пока готов рассматривать только крупные объекты — аэропорты в мегаполисах. Так, «Новапорт» вошел в число акционеров новосибирского аэропорта «Толмачево» в 2007 году, и у него есть программа развития. Инфраструктуру грузового терминала в красноярском аэропорту «Емельяново» строит совместное предприятие «Интерроса» и красноярской группы «Кратос», а ВПП аэродрома уже реконструирована до II категории ICAO. Ещё один авиаузел планируется создать на базе одного из двух дальневосточных аэропортов. Несмотря на то что пассажиропоток в аэропорту Хабаровска больше, рассматривается создание международного хаба во Владивостоке.

Аэропортам небольших городов повезло меньше. Правда, есть и исключения. Например, в Кузбассе частная компания ООО «Аэрокузбасс» инвестирует в новокузнецкий аэропорт «Спиченково». Компания подготовила программу развития и намерена вложить более 260 млн руб. в развитие аэропортового комплекса.

Федеральный бюджет инвестирует вдвое больше — 465 млн руб. Еще 105 млн руб. будет направлено из областного бюджета. Программа рассчитана на 2016–2018 годы.

В Томской области, непролазные болота на севере которой  сделали авиатранспорт единственным видом сообщения, приступили к разработке программы развития региональных авиаперевозок до 2020 года. Программа предусматривает восстановление местных аэропортов, в том числе и в таких небольших населенных пунктах как Каргасок, городах Колпашево и Кедровый, селах Новый Васюган и Средний Васюган, селе Белый Яр. До перестройки практически в каждом крупном селе Томской области был свой аэропорт, куда летали маленькие Ан-2, Л-410 и Як-40. Первым удалось наладить сообщение по маршруту «Томск—Каргасок—Стрежевой».

Но если сообщение на местных маршрутах Томской области удалось наладить благодаря спросу со стороны нефтяных компаний, то для небольших городов сибирской глубинки требуется участие федерального бюджета.

Минтранс РФ поставил амбициозную задачу увеличить к 2015 году пассажиропоток на внутренних авиалиниях до 45 млн человек, а на межрегиональных — до семи миллионов, то есть плюс на 60%. Готовность государства соинвестировать дала первые результаты. Так, недавно был запущен первый рейс в Туве по маршруту «Новосибирск—Кызыл».

Возможно, в краткосрочной перспективе мы сможем, как в советские годы, добраться на самолете из Барабинска в областной центр. Этот когда-то значимый аэродром сейчас может принимать только вертолеты. И таких примеров в каждом из сибирских регионов более, чем достаточно. В 1980-е годы прошлого века по Сибири работало 292 аэропорта, сегодня их осталось только 84.

Наличие транспортного сообщения между регионами огромной страны — как раз то, что позволяет сохранить единство территории. Если и дальше не обращать внимание на состояние транспортного сообщения между различными регионами, перед российским государством маячит перспектива разделиться на отдельные составные части.

А возможно, процесс разделения уже начался, хотя внешне пока он остается незаметным — ведь жители дальневосточных регионов гораздо чаще выезжают в сопредельные государства, в частности, в Китай, нежели в столицу России.

Яна Янушкевич