В горах Алтая с почтением относятся к Владимиру Путину. И терпеливо ждут, когда он приедет. Позапрошлой осенью его ждали в селе Мендур-Соккон, в Усть-Канском районе, на «дальнем западе» Алтая. «Путин приедет» — вторая фраза от встречного дядечки после «Здорово, мужики» на сельской улице. Возможно, нас, заехавших в местный народный музей на обратном пути из староверского Верхнего Уймона, приняли за путинский передовой дозор?
Кстати, в Уймонской долине его тоже ждали.
Сайт «Каспаров.ру» и сонмище оппозиционных и не очень сайтов сообщили, что Путина ждут на «даче Путина». Это километров пятьсот от Мендур-Соккона, если по прямой, и под тысячу, если Ябоганским и Чуйским трактами, а потом ещё ответвлением от села Онгудай в сторону Катуни.
Подробностей про ответвление масса. Оно представляет из себя капитальное шоссе, протяжённость от Чуйского тракта не то сорок, не то двадцать километров, не то только тоннель в горе двадцатикилометровый. А так все полста. И там — дворец в плане рисунком двуглавого орла. И бункер в скале. В бункере том государственные российские руководители будут спасать, если что, золото-валютный державный запас.
По другой версии, это «Газпром» заказал дорогу.
Чтобы на берегу Катуни, между впадениями речки Урсула (слева) и Сумульты (справа), поставить санаторно-туристический комплекс «Алтайское подворье».
Видите ли, «Газпром» уж немало лет инвестирует в Горный Алтай, видя выгоду в том, чтобы газодобытчики сибирского севера не увозили деньги на отдых в Тайланд и Камбоджу, но отдыхали ближе к дому. В той же Сибири, только южной.
Должен сказать, имея на то собственный опыт, в месте «Алтайского подворья» издавна существовало нечто вроде самодеятельной турбазы: домик из бруса на несколько комнат, баня, ларёк, место под палатки. А поодаль ещё бревенчатый домишко для обслуги турбазы и при нём огородик. База работала для туристов-водников. На Катуни они многочисленны. Как «дикие», так и «коммерческие». Побаниться с пивком после недели порогов — милое дело. А на зиму база закрывалась.
К базе и далее, до почти что заглохшей к нынешнему времени алтайской деревеньке Каянча вдоль Урсула, а потом Катуни вела малопроезжая грунтовая дорога. Хозяева базы возили всё потребное для себя и клиентуры на вездеходе «ГАЗ-66», в просторечии — «шишиге». Теперь вместо грунтовки — шоссе, а вместо палаточного городка «дача Путина».
Надо заметить, что последние лет пятнадцать Горный Алтай в сезон набивается туристами под завязку.
Начиная от Аи и Манжерока, к катунским берегам не подойти — они застроены кемпингами, гостиницами на любой вкус и кошелёк. «Газпром», развивающий газификацию Горного Алтая, по-видимому решил не отставать со своим «Алтайским подворьем». По всему видать, эта контора в Алтайских горах решила обосноваться надолго.
Сокрушаться ли по этому поводу? Нет. Всплёскивать ли руками, что вместо плохой дороги появилась хорошая? Трижды — нет.
Завидовать ли, что «дача Путина» предназначается для особо важных гостей. Почему? Ну, пусть осмотрятся, Алтай того стоит. Главное, что реку Катунь не закроют для сплава. И не сделают в этом месте Катунскую ГЭС, чего дружно все опасаются уже четверть века. Коли «дача Путина», то не будет тут водохранилища.
…Прошедшим летом друзья-водники в очередной раз ходили на Катунь.
Проплыли мимо тех самых мест. Заслуженному путешественнику России Виктору Зайцеву «Алтайское подворье» не понравилось: «Какие-то бетонные сараи», — сказал он и сильно тем меня озадачил. Неужто такой должна быть алтайская резиденция первого российского лица, которого там так ждут?
Семён Кайгородов Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций