Борьбу с количеством чиновников в России можно назвать третьей вечной проблемой — наряду с дураками и дорогами. Сколько бы декретов не издавало правительство, что бы не говорили о необходимости уменьшать госаппарат, чиновников становится все больше и больше. Там, где сокращают двух, берут трех новых. При этом вопрос эффективности работы остается открытым.

Сейчас с бюрократией решил бороться сам Владимир Путин. Что получится у этого руководителя, который, как известно, способен принимать непопулярные меры, покажет время. Если президенту удастся оптимизировать чиновничье «войско», то страна получит экономию бюджета, а Путин — новую порцию народной любви, так как по степени негативного отношения образ чиновника вполне может конкурировать с представителями правоохранительных органов.

Для того, чтобы узнать, как обстоит дело с количеством госслужащих в Сибири, «Лента региональных новстей» составила рейтинг глав регионов Сибирского Федерального округа по размерам аппарата исполнительной власти. Подсчет проводился на основе данных Росстата за первое полугодие 2012 года, учитывая число чиновников всех уровней (федеральный, региональный и местный).


1. Лев Кузнецов

Губернатору самого большого региона Сибири подчиняется самое большое в Сибири количество чиновников. Казалось бы, все вполне логично: регион богат и может себе и не такое позволить. Однако живет в Красноярском крае всего около 3 миллионов человек. Получается, что на 123 красноярца работает один чиновник. Насколько эффективно он это делает — в статистике, конечно, не сказано. Но, будем надеяться, бизнесмен Кузнецов за протирание казенных стульев никому зарплату платить не станет.


2. Сергей Ерощенко

19 154 государственных и муниципальных служащих работает в Иркутской области. По данным Росстата, в муниципалитетах Приангарья зарплата выше, чем в других регионах России, и составляет немногим более 34 тысяч рублей в месяц. Не как в Ямало-ненецком автономном округе, где чиновники встают с кровати за 125 тысяч в месяц, но тоже неплохо.


3. Василий Юрченко

В Новосибирской области к чиновникам должно быть особо настороженное отношение. Это, пожалуй, единственный регион Сибири, где сразу несколько бывших чинуш организовали преступную группировку, которая убивала, вымогала деньги и торговала оружием. Мало того: всех их поймали, осудили и посадили в тюрьму, невзирая на старые заслуги и мощные связи. После всех этих событий остался в области Новосибирской области 18 621 чиновник.


4. Александр Карлин

В аграрном регионе 17 190 человек обеспечивает функционирование органов власти. Для 2,5 миллионов жителей Алтайского края — не так уж мало. Но по статистике, именно алтайские чиновники получают самую скромную зарплату среди сибирских коллег, всего 15 132 рубля в месяц при среднем по округу уровне в 22 844 рубля. Видимо, Александр Карлин умеет мотивировать работников не материально, а какими-то другими способами.


5. Аман Тулеев

В Кузбассе работает 16 097 федеральных, региональных и муниципальных служащих. Для того, чтобы они не использовали служебное положение в личных целях, по инициативе Тулеева в регионе работает специальная антикоррупционная программа. Причем, работает она, судя по новостям, не на словах, а на деле. Нет-нет — да и поймается очередной коррупционер при получении взятки с поличным. Это сильно влияет на чиновничье сообщество. Желающих дать взятку, а уж тем более её получить, становится все меньше.


6. Виктор Назаров

Омский губернатор, вступив в должность, сразу взялся модернизировать труд своих подчиненных. Первым делом велел обеспечить переход на безбумажный документооборот. Сам Назаров еще со времен работы в «Газпроме» пользуется iPad и настоятельно рекомендует всем чиновникам обзавестись планшетами. Если учесть, что в Омской области 12 775 служителей государства, то продажи продукции Apple там должны резко вырасти.


7. Равиль Гениатулин

В Забайкалье проживает порядка 1 млн 100 тысяч человек, из них 10 465 являются чиновниками. По их количеству на душу населения вотчина Гениатулина превосходит лидера рейтинга, Красноярский край. Без учета соотношения размеров, богатств и количества жителей относительно Красноярска, перевес не такой уж и значительный. Но если посмотреть на эти цифры с другой стороны, то сразу можно найти возможности экономии бюджета.

Отметим, что по статистике, штат полностью не укомплектован ни в федеральных, ни в других органах власти региона.


8. Сергей Жвачкин

В Томской области молодость — одна из главных характеристик чиновничьего состава. Из 7895 государственных и муниципальных служащих только 4% старше 60 лет. И не подумайте, что старикам там не место. Позицию Сергея Жвачкина в этом вопросе определил томский начальник Департамента по информационной политике и работе с общественностью: «В любом коллективе должна быть гармония — мужчины и женщины, гениальное старшее поколение и зверски талантливая молодежь», — заявил он в одном из интервью.


9. Вячеслав Наговицын

В Бурятии, наверное, живут самые счастливые чиновники Сибири. По крайней мере, те из них, кто вышел на пенсию с руководящей должности. Мало того, что, в соответствии с областным законодательством, им доплачивают к пенсии ежемесячно от 100 тысяч рублей и больше, так еще и на похороны каждому из этих «золотых» пенсионеров предусмотрено опять-таки по 100 тысяч. Как сообщает Newsland.ru, жители республики долго возмущались таким трепетным подходам к ветеранам госслужбы, но отменить такие виды поощрения «заслуживших» никто не рискнул. Даже Вячеслав Наговицин. Всего в Бурятии трудится 7090 чиновников.


10. Виктор Зимин

Подчиненные хакасского губернатора как на подбор фанаты спорта. Если в других регионах чиновников заставляют то отказываться от бумажных носителей, то учить английский, у Виктора Зимина хороший работник обязательно должен быть спортсменом. 4493 служащих то и дело участвуют в спартакиадах министерств и ведомств, доказывая, что умеют работать не только головой, но и другими частями тела. Это очень хорошо: спорт и здоровье идут рука об руку, а один здоровый чиновник в состоянии сделать в 10 раз больше, чем больной.


11. Шолбан Кара-оол

Раньше Тува славилась самым большим в России парламентом. В двух его палатах заседали 162 депутата. При этом всего на тувинских просторах живет чуть больше 308 тысяч человек. Зачем маленькой республике такой большой законодательный орган, неизвестно, ведь где-где, а у чиновников количество и качество вовсе не синонимы. Работу органов власти, в том числе и законодательной, в Тыве обеспечивают 3048 сотрудников.


12. Александр Бердников

Самый маленький чиновничий аппарат Сибири находится в республике Алтай — 2843 человека. Правда, по численности народонаселения регион с 208 445 жителями тоже на последнем в округе месте. Сами понимаете, что сказать «берут не числом, но умением» при таком раскладе не совсем уместно. Зато у Бердникова работают очень эмоциональные и болеющие за свое дело люди. Этим летом двое чиновников на планерке так активно спорили о работе, что начали драться прямо в кабинете, не обращая внимания на менее темпераментных коллег. Завидное трудовое рвение!