В Дивногорске Красноярского края около трёхсот человек вышли на протест против закрытия центральной городской библиотеки. Когда-то тут находился городской комитет КПСС. Потом здание стало муниципальной собственностью и его передали библиотеке. Сейчас на него претендует судебный департамент Красноярского края. Центральную библиотеку предполагается закрыть, а книжный фонд распределить по её филиалам. Мотив решения: читателей повсеместно стало мало, большие библиотеки постепенно превращаются просто в книгохранилища.

«Сермяжная правда» в данном мотиве присутствует.

Книжный фонд современной городской библиотеки в большинстве старые книги советского времени издания. Новинки в библиотеки поступают скудно — не хватает денег на приобретение новинок. К тому же подорожали они изрядно. Как и газеты — нынче доставка газеты по подписке стоит дороже, чем всё её производство, от сбора материала до печатания тиража. При этом не каждой библиотеке выписать хотя бы полдесятка разных газет. А популярные ранее литературные журналы и, тем более, специальные периодические издания в городские и районные библиотеки не поступают вовсе — подписная цена их запредельна.

Так что тенденция обозначилась совершенно явно и очевидно. И тревожно. И тенденции этой не первый год, а уж лет двадцать, начало отсчёта — начало российских реформ.

Сначала рухнул книжный рынок. Причиной стала кончина централизованной системы книжного опта. Практически перестала существовать книжная торговля в сельской местности. Впрочем, чаша сия не минула и большие города. Вот хроника самоликвидации книжных магазинов в Новосибирске, где перестали существовать: «Детская книга» (1991 год), «Сибирская книга» (1992), «Политическая книга» (1997), «Дружба» (книги на иностранных языках) (1997), «Букинист» (антикварная и букинистическая книга) (1997), «Здоровье» (медицинская книга) (1999), «Техническая книга» (2005).

И вот дело доходит до учреждений культуры.

С другой стороны, согласно данным ВЦИОМ: в 21 веке количество людей, которые практически никогда не читают, выросло с 20 до 35 процентов. ВЦИОМу вторит «Левада-центра», его исследования касаются не только книг, но и газет: регулярно просматривает одну ежедневную газету каждый пятый россиянин, а 65 процентов вовсе не берут в руки ежедневных газет.

Оптимисты говорят, что чтение перемещается в интернет. В самом деле, в сети можно найти всё или почти всё. Если не на легальных авторских сайтах, то, как альтернатива, на пиратских ресурсах.

Во всемирную паутину понемногу перемещается книжная торговля. Компьютеризируется и библиотечная система. Сегодня в принципе можно, выйдя на известные сайты, виртуально пролистать различные книжные редкости. Хоть из «Ленинки», хоть из библиотеки Конгресса США.

В то же время библиотеки стоит сохранять всеми мерами и силами.

Хотя бы потому что они мало-помалу становятся клубами, местом общения. В первую очередь для пожилых людей, они ещё не отвыкли от чтения и общения. В библиотеки охотно приходят местные писатели. Иногда артисты — профессиональные и самодеятельные.

Всё ещё востребованы библиотеки в сельской местности и небольших городах. В дальней «глубинке» практикуются даже библиотеки-передвижки: раз в неделю к местному магазинчику приезжает библиотекарь и это маленький сельский праздник. Не одним телевизором, значит, живёт население той «глубинки».

Что касается протестного пикета в Дивногорске, то его поддержала местная власть. Дивногорская мэрия тоже против размещения в здании судебного учреждения. Так что пока ничья в этом конфликте.

Семён Кайгородов